18 февраля 2022 года на официальном сайте партии Nur Otan появилось сообщение о том, что Касым-Жомарт Токаев созывает 1 марта текущего года внеочередной XXII съезд этой политической партии. Из него следует, что на предстоящем форуме будут «обсуждаться приоритеты по дальнейшей модернизации работы партии».
Поскольку с момента проведения предыдущего, также внеочередного, ХХІ съезда «Nur Otan», состоявшегося 28 января 2022 года, прошло всего три недели, это решение президента РК не может не вызывать удивления. Тем более что ничего критичного, требующего немедленного реагирования, за это время во внутрипартийной жизни не случилось.
Однако глава казахстанского государства и по совместительству лидер так называемой «правящей» партии срочно решил то ли пообщаться со своими однопартийцами на какие-то злободневные темы, то ли поставить перед ними новые первоочередные задачи, то ли … расстаться с ними.
По оценке KZ.expert, последнее, хотя и выглядит шокирующе, вполне возможно.
Почему?
Дело в том, что сохранение прежней практики, когда первый президент РК возглавлял заодно и Nur Otan, в нынешней внутриполитической ситуации стало нонсенсом. Более того, по нашей оценке, уже наносит непоправимый политический ущерб самому Касым-Жомарту Токаеву, которому нужно во-чтобы то ни стало дистанционироваться от всего того, что давно раздражало сограждан, а затем стало главной причиной январского «взрыва» протестов в республике.
В этом случае выглядит вполне вероятным, что Токаев и его команда, в первую очередь государственный секретарь РК Ерлан Карин, могли решить, что нет смысла тянуть кота за хвост.
Напомним, что в ходе предыдущего чрезвычайного съезда Касым-Жомарт Токаев в частности заявил (цитируем пресс-релиз под названием «Глава государства принял участие во внеочередном ХХІ Съезде партии Nur Otan»):
«Понимая, что наша страна вступила в очень сложный этап своего развития, я с благодарностью принимаю предложение возглавить партию Nur Otan. Это решение продиктовано готовностью приступить к работе по трансформации партии и консолидации всего общества. При этом как Глава государства я буду служить в качестве гаранта открытой и честной политической конкуренции.
Моя конституционная обязанность – это обеспечение согласованных действий всех ветвей власти и ответственности государственных органов перед народом. Эти обстоятельства, безусловно, предполагают некое дистанцирование Президента от деятельности любых партий и движений.
Поэтому через какое-то время, возможно, уже к концу этого года, мы вернемся к вопросу о целесообразности моего дальнейшего председательства в партии Nur Otan. Равноудаленный статус Главы государства нужно окончательно закрепить в обширном пакете политических реформ, – заявил Касым-Жомарт Токаев».
На взгляд KZ.expert, если Касым-Жомарт Токаев примет решение о дистанционировании от Nur Otan уже 1 марта 2022 года, а не в конце года, то оно будет продиктовано теми же причинами, что вынудили президента РК перенести свое обращение к согражданам с осени на март текущего года.
Это означает, что казахстанскую авторитарную политическую систему и «суперпрезидентскую» вертикаль так припекло, что их нынешний глава вынужден действовать не просто быстро и относительно кардинально, а супербыстро и как можно кардинальнее. Но, правда, при этом только во второстепенных вопросах.
«Ведь согласитесь, что исход действующего главы государства из «правящей» политической партии, за которой неизбежно последуют отставки акимов областей (городов республиканского подчинения) с позиций глав городских (областных) организаций Nur Otan, кардинально встряхнет ее. Но не более того. А самое главное не факт, что «оживит» Nur Otan и мобилизует членов партии вокруг его нового руководства, сделав «настоящим мотором прогрессивных преобразований и обновления Казахстана».
Тем не менее, мы оцениваем возможное решение Касым-Жомарта Токаева (если, конечно, мы не преувеличиваем его решительность) как кардинальную перетряску провластного внутриполитического сектора. И хотели бы выразить надежду, что параллельно в стране будут ослаблены неформальные ограничения на создание и регистрацию новых политических объединений.
Конечно, мы понимаем, что Мухтар Аблязов и его сторонники вряд ли смогут зарегистрировать в стране «Демократический выбор Казахстана» и начать действовать легально, но тот же Акежан Кажегельдин и Амиржан Косанов при финансовой поддержке Бергея Рыскалиева – вполне вероятно.
И в завершение хотим отметить: мы по-прежнему считаем, что руки у Касым-Жомарта Токаева сильно связаны как нынешней сложной внутриполитической ситуацией, очень далекой от стабильной, так и резко выросшей неопределенностью. А также продолжающейся зависимостью от клана Назарбаева.
По инсайдерской информации, эта зависимость, хотя она и стала не столь заметной и декларируемой как Акордой, так и Библиотекой, сохраняется по-прежнему.
В связи с этим вероятность того, что Касым-Жомарт Токаев созывает 1 марта 2022 года внеочередной XXII съезд партии только для того, чтобы озвучить на нем идеи, которые затем будут повторены в тексте мартовского обращения к казахстанцам, достаточно велика. Более того, она, пожалуй, выше, чем вероятность ухода Касым-Жомарта Токаев с позиции председателя политической партии Nur Otan», пишет KZ.expert.