Известный предприниматель, совладелец компании Kusto Group (в партнерах — Еркин Татишев и Даулет Нуржанов) Канат Копбаев обратился с открытым письмом к бизнес-сообществу, правительству и главе государства, попросив о помощи — казахстанские грузы перестали принимать из Казахстана и отправлять в Казахстан. Об этом сообщает forbes.kz.
Kusto Group владеет активами в Казахстане, России, Таджикистане, Вьетнаме, Китае, Таиланде, Украине, в Турции, Грузии и Израиле. В Казахстане Kusto Group принадлежат нефтяное АО «КазПетролГрупп», строительное ТОО «Kusto Home», реализующее проект ЖК Koktobe City в Алматы, сеть заправок Compass, ТОО «Kazceed», ТОО «KazBeef Group», которое владеет долями в ТОО «Щучинский гормолзавод» и ТОО «KazGrain Feeders», кожмехкомбинат в Семее, завод ТОО «KazCenosphere’s» в Павлодаре.
Текст письма мы приводим дословно.
«Дорогие друзья, члены YPO, братья!
Обращаюсь к вам по ситуации, в которой сейчас мы оказались в связи с агрессией России в Украине. Я занимаюсь международным бизнесом уже 20 лет, но такого никогда не видел в своей жизни. Был Крым, была Сирия, и всё это мы как-то пережили, но впервые за всю нашу современную историю мы находимся в ситуации, которую я бы назвал катастрофой для нашей страны.
Как вы все знаете, 90% наших грузов шли через нашего соседа (Россию — F).
Мы занимаемся отгрузкой продукции через российские порты, и сегодня я осознал всю глубину проблемы, в которой мы оказались. Сегодня в течение дня все крупные судоходные компании отказались принимать грузы, в том числе и из Казахстана.
Пока мы сидели в «зумах» обсуждали, как решать этот вопрос, случилось худшее.
В течение буквально пары часов перегрузочные транзитные порты Антверпен, Гамбург, Роттердам, Мугга отказались принимать грузы из РФ и РК.
Ни одно судно не зайдёт в порт и не возьмёт груз, который невозможно застраховать, а от этого отказались все.
Лиха беда начало. Наши европейские партнеры заявили, что европейские банки блокируют все платежи в РФ и в РК. Дальше хуже, индийские компании заявили, что через их корсчета в США не пускают платежи в РК и РФ.
Друзья, дальше будет хуже, это только начало.
Сейчас весь мир против России, и мы тоже в этой лодке.
Мы, конечно, для них не Гитлер, но мы сейчас Муссолини.
Нам надо бросить иллюзии, что нас пронесёт, уже всё, не проносит совсем.
Почему я обращаюсь к вам?
Во всей этой ситуации наши государственные мужи вместо того, чтобы бегать по миру и решать вопрос отгрузки товаров, занимаются переименованиями партии и прочей важной деятельностью.
Это же надо, страна находится в полувоенной ситуации, а они там даже в ус не дуют!
Они просто не понимают всего, что нас всех ждёт.
Они не понимают всей глубины проблемы — что нас ждёт коллапс экономики и мы можем иметь последствия похуже, чем в январе 2022 года.
Я обращаюсь к вам, так как все мы — патриоты Казахстана и представители бизнеса, и сейчас нам надо вместе донести до президента и правительства всю глубину проблемы.
Нам надо начать понимать шум, чтобы они поняли, чтобы услышали. Мы же слышащее государство.
Пути решения есть, надо просто нашему правительству и прочим чиновникам работать день и ночь, а не сидеть в кабинетах, ездить в порты, встречаться с судоходными линиями, с Евросоюзом, с госдепом, с китайцами и т.д
Не могут и не знают, как — пусть привлекают нас, мы все готовы им помочь, рассказать, показать, летать с ними.
Друзья, это — не паника и страх, это наша реальность сейчас.
Я и мои партнеры хотим поднять этот вопрос и донести до президента по всем возможным каналам.
Мой друг сегодня встречался со многими людьми там, и мы поняли, что никто ничего не говорит главе государства, никто даже не чешется — как будто все хорошо.
У меня ко всем вам просьба: не молчать в данный момент об этой проблеме и также пытаться донести до руководства страны.
Если где-то сможем, то действовать вместе.
С уважением,
Канат Копбаев».
Forbes.kz обратился за комментарием к Канату Копбаеву для прояснения этой непростой ситуации.
F: Канат, правда, что вы являетесь автором этого письма?
— Это так. У меня нет социальных сетей, я их не веду, поэтому написал это обращение и скинул его своим друзьям, партнерам, в YPO Kazakhstan, чтобы наше правительство наконец начало что-то предпринимать. Потому что ситуация тяжелейшая.
F: Вы написали, что транзитные казахстанские грузы не принимают многие иностранные компании. Когда это началось?
— Вчера (1 марта — F). Неделю мы ждали этого решения, а вчера наконец пришло официальное сообщение.
Например, в нашей группе компаний стоит без работы костанайский завод минералов, а там работает 2,5 тысячи человек. Я разговаривал с представителями многих компаний. У многих стоят «отгрузки». Мы не можем ни отправить груз, ни принять его. Казахстанские птицефабрики, которые изготавливают 300 тыс. тонн курятины, весь соевый шрот (корма — F) получают из Бразилии через порты в Прибалтике и российские порты в Черном море. И этот груз также не может попасть к нам. Чем кормить птицу? Уже сейчас начать всех забивать? Ситуация очень тяжелая.
F: Какие аргументы приводят представители иностранных компаний?
— Фактически ничем не объясняют. Но понятно, что в российские порты эти суда зайти не могут. Даже если завтра наше правительство как-то договорится с Западом, скажет, что Казахстан — это отдельное государство, и даже если эти компании захотят принять наши грузы, конкретно из Казахстана, то суда туда зайти не смогут. А российские корабли не принимают во многих странах.
Наша проблема в том, что Казахстан — страна без открытого доступа к морю. И мы оказались в этой ловушке. Нужно работать нашему правительству.
F: Какие существуют альтернативные варианты маршрутов?
— Есть транзитный путь Актау — Баку — Поти/Батуми. Но там объем грузов ограничен согласно подписанным документам. Нужно договариваться, чтобы увеличить транспортные потоки. Также нужно договориться с Китаем, чтобы также увеличить объем транзита из Казахстана и в Казахстан. Мы же являемся партнером Китая, вот пусть наши чиновники об этом договариваются. Для КНР это тоже в конце концов деньги. Есть возможность поставки груза через Иран, через Вьетнам — транзитом через Владивосток, есть другие варианты. Мы готовы помочь в этом разобраться. Просто нашему правительству нужно начать работать, а не жить в альтернативной реальности. Я вчера весь день пытался достучаться до наших чиновников, кое-как добрался до одного, все объяснил, а он мне говорит, что это не их проблема, а грузоотправителей, КТЖ и так далее.
F: По вашему мнению, почему такая ситуация вообще сложилась?
— Мы союзники России. У нас это официально обозначено — мы члены ОДКБ, ЕАЭС и так далее. Я вообще предлагаю заявить, подумать над тем, чтобы выйти из ЕАЭС. Я понимаю, что у нас исторические связи, есть, наверное, какие-то договоренности с Путиным, но нужно идти и разговаривать. Хотя бы временно выйти из этого союза. Вы же сами видите, что творится с тенге. У нас реальный курс тенге должен быть в районе 600-700 тенге за доллар, а не 500, как сейчас, просто Нацбанк еще сдерживает. У рубля тоже курс уже около 120 рублей за доллар, а не 92-95 рублей по официальному курсу. Если все это отпустить — эти валюты упадут. Надо отвязываться от рубля. В стране и так непростая экономическая ситуация, население нищает. Если все это рухнет, а мы к этому и идем, то январские события покажутся «цветочками». В правительстве этого не понимают.
И я обращаюсь к властям, к представителям крупного иностранного бизнеса, который работает в Казахстане, в особенности в нефтегазовом секторе, чтобы они помогли нам разобраться с этой проблемой. Иностранные бизнесмены могут нам помочь, потому что они обладают авторитетом за рубежом и имеют площадку для голоса, коммуникаций. Сегодня их помощь Казахстану необходима.