Михаил Мишустин объявил о легализации параллельного импорта в России: это позволит ввозить в страну санкционную продукцию из европейских стран без разрешения правообладателей. «Такой подход позволит гарантировать поставки товаров в нашу страну в том числе вопреки недружественным действиям иностранных политиков», — заявил премьер. В правительстве подчеркивают, что параллельный импорт подразумевает поставки исключительно брендовой продукции, просто купленной в «другом месте» по «другой схеме». Однако по факту риски нарваться вместо оригинала на контрафакт сильно возрастут. Об этом пишет «Московский комсомолец».
В российском правительстве уклончиво говорят о товарных потерях России после начала военной спецоперации на Украине и последовавших за ней санкций. Глава Минэка Максим Решетников на днях назвал сокращение импорта «значительным», однако попросил журналистов не настаивать на конкретных цифрах — итоги еще не подведены. Впрочем, каждому ясно, что полки и склады потихоньку пустеют. А оценки независимых экспертов неутешительны: так, по данным FourKites, отслеживающего мировые перевозки, объем импорта в РФ на всех видах транспорта к предшествующей 24 февраля неделе сократился на 59%. (Доставка товаров для промышленности упала на 61%, потребительских товаров — на 56%.) Дальше ничего хорошего не предвидится — об уходе из страны уже заявили популярные бренды одежды и обуви, производители алкоголя, бытовой техники, автомобилей, и число «беглецов» каждый день увеличивается.
Российские власти сразу заявили, что основными средствами борьбы с дефицитом станут импортозамещение и поиск альтернативных поставщиков. Но быстро решить ни одну из поставленных задач невозможно, а привычные товары на полках нужны россиянам сейчас. Поэтому логичным выходом из создавшейся ситуации стала легализация параллельного, или, как еще говорят, «серого» импорта. На заседании оперативного штаба по повышению устойчивости экономики в условиях санкций Михаил Мишустин заявил, что постановление, разрешающее ввоз товаров без разрешения правообладателя, уже подписано.
«Цель этого механизма — удовлетворить спрос на товары, содержащие результаты интеллектуальной деятельности», — подчеркнул он. До сегодняшнего дня подобные действия поставщиков считались нежелательными: нарушитель должен был уничтожить всю ввозимую партию и выплатить правообладателю компенсацию в размере от 100 тыс. до 5 млн руб. Но Мишустин сослался на закон, наделивший правительство правом применять принцип «исчерпания прав на товарный знак», если продукция продается владельцем «в любых частях мира». И пояснил, что использование такого подхода позволит обойти решения политиков «недружественных стран» и гарантировать поставки в страну востребованных у россиян товаров. Каких именно, по словам премьера, определит Минпромторг. Ведомство уже начало собирать предложения отраслевых министерств, мониторящих ситуацию в промышленности и на потребительском рынке. Можно предположить, что в число приоритетов войдут лекарства, автозапчасти, бытовая техника, электроника и товары для детей.
В принципе, ничего нового в легализации параллельного импорта нет, но ассоциации, прямо скажем, не самые вдохновляющие. Советский Союз, например, покупал различную продукцию через подставные фирмы, расположенные в нейтральных странах, в частности в Финляндии. А в 90-е «все, что нужно» привозили в страну всевозможные челноки и фирмы-прокладки. Вернуться к забытым схемам, по мнению экспертов, ни поставщикам, ни самим потребителям не составит труда. Конечно, Финляндия в нынешней ситуации отпадает. А вот Турция и частично Казахстан вполне могут стать новыми хабами (или, попросту говоря, перевалочными пунктами) для «перетарки» санкционных и дефицитных товаров. Разумеется, с большой выгодой для себя. Но России особо деваться некуда.
ФАС, которая несколько лет добивается легализации параллельного импорта запчастей для машиностроения, уже заявила, что речь идет о поставках исключительно оригинальной продукции. По словам чиновников, купленная в Турции или в Казахстане оригинальная запчасть для японских или европейских автомобилей аналогична той, которая поставлялась автоконцернами и их официальными дилерами, а техническая поддержка и гарантийное обслуживание для клиентов сохранятся в прежнем объеме. Однако здравый смысл (не говоря уже о предыдущем богатом опыте) подсказывает, что полностью доверять этим утверждениям не стоит. Риск ввоза контрафакта повышается хотя бы потому, что без представительства бренда на территории России доказать происхождение поставляемой под его товарным знаком продукции невозможно. А раз так, то зачем закупать дорогой оригинал, если можно обойтись более дешевой подделкой? Тем более что издержки при таких сложносочиненных схемах, как параллельный импорт, велики, а главная цель любого бизнеса — побольше заработать. Кроме того, не совсем понятно, кто именно будет выдавать обещанную ФАС гарантию на ремонт и сервисное обслуживание ввезенной по альтернативным каналам бытовой техники и другой сложной продукции и выполнять обязательства перед потребителями.