Представители гражданского общества просят Садыра Жапарова не поддерживать закон о госзакупках

Автор -
244

Представители гражданского общества обеспокоены принятым Жогорку Кенешем 6 марта 2022 года во втором и третьем чтении проектом закона «О государственных закупках». Приняв его, парламент вывел из-под действия закона закупки, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями, акционерными обществами, где 50 и более процентов доли участия в уставном капитале принадлежат государству, в том числе их дочерними хозяйственными обществами. Ниже приводим текст обращения:

Мы, представители гражданского общества, обеспокоены принятым Жогорку Кенешем 6 марта 2022 года во втором и третьем чтении проектом закона «О государственных закупках», которым парламент вывел из-под действия данного закона закупки, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями, акционерными обществами, где 50 и более процентов доли участия в уставном капитале принадлежат государству, в том числе их дочерними хозяйственными обществами.

Исключение акционерных обществ и их дочерних компаний (далее по тексту – АО) и государственных/муниципальных предприятий (далее по тексту – ГП/МП) из-под действия закона

«О государственных закупках» (далее по тексту – закон ОГЗ), содержит в себе серьезные коррупционные риски. Обеспокоенность вызывает вопрос обеспечения прозрачности закупок АО и ГП/МП, учитывая, что ежегодный объем проводимых ими закупок достигает порядка 25,3 млрд. сомов, а это 38,5 процентов общего объема государственных закупок в стране. При этом, экономия средств от проведения прозрачных и открытых процедур закупок в 2021 году среди АО, ГП/МП составила 3,0 млрд сомов. На сегодняшний день, действующий портал государственных закупок (http://zakupki.gov.kg/) обеспечивает открытость и прозрачность, так как является единственной точкой доступа к информации о проводимых закупках, от плана закупок до заключения договоров. Действующий закон ОГЗ предоставляет возможности для АО, ГП/МП проводить свои закупки прозрачно, открыто и эффективно. Также, как указано выше, наблюдается значительная экономия, которая достигается за счет расширения конкуренции.

Однако, с выведением АО и ГП/МП из-под действия закона ОГЗ, существуют серьезные коррупционные риски, такие как:

  • Увеличение коррупции. АО, ГП/МП будут проводить закрытые закупки, присуждая

победу только своим, так называемым «любимым» поставщикам, которые будут делиться с ними, предоставляя так называемые «откаты». Это, безусловно, скажется на увеличении цен закупаемых товаров, работ и услуг, а об экономии средств вообще можно позабыть;

  • Снижение государственного контроля за деятельностью АО, ГП/МП, и как следствие, неэффективное использование средств налогоплательщиков Кыргызстана. Необходимо отметить, что все вышеупомянутые организации входят в государственный сектор, и практически все получают огромные суммы средств из государственного бюджета в виде субсидий, целевых бюджетных ассигнований, средств на увеличение уставных капиталов, льготных кредитов, а также в виде платы с населения за предоставляемые услуги;
  • Непрозрачные закупки. Закупки АО, ГП/МП хотят вывести «в тень», а это является нарушением личным прав и свобод граждан, установленных Конституцией Кыргызской Республики. Так, статьей 33 Конституции предусмотрено право граждан на получение информации о деятельности юридических лиц с участием государственных органов и органов местного самоуправления, а также организаций, финансируемых из республиканского и местных бюджетов.
  • Закрытые закупки. Многие представители бизнеса не будут иметь доступа к закупкам,

проводимым АО, ГП/МП. Доступ к закупкам АО, ГП/МП будут иметь только аффилированные и приближенные лица, с которыми легче договориться. Таким образом, нарушается    закон    «О    конкуренции»     и    ущемляются    права    предпринимателей, гарантированные законом «О защите прав предпринимателей».

  • снижение доверия со стороны бизнеса и гражданского общества.

 Таким образом, выведение АО, ГП и МП из-под действия закона ОГЗ приведет к созданию условий для процветания коррупции, что является нарушением принципов осуществления государственной власти, установленных Конституцией. Напомним, что в соответствии со статьей 4 Конституции, государственным должностным лицам запрещается осуществлять действия, создающие условия для коррупции. При этом, депутаты Жогорку Кенеша также являются государственными должностными лицами и при принятии решений должны опираться на международные обязательства страны, анализ регулятивного воздействия, и учитывать лучшие международные практики.

Действие Парламента могут запустить эффект домино и привести к краху систему государственных закупок, которая работала и развивалась исключительно в положительном направлении последние 7 лет. За этот период закупки в стране стали более эффективными из-за ее прозрачности, благодаря переходу на электронный формат. Портал государственных закупок (http://zakupki.gov.kg/) за период своего существования позволил выявить множество коррупционных схем в этой сфере, в том числе с участием АО и ГП/МП и было возбуждено не одно уголовное дело.

Кроме того, выведение АО, ГП/МП является нарушением норм Договора о ЕАЭС, а именно статьи 88, в которой установлено обеспечение информационной открытости и прозрачности закупок и предоставление национального режима в сфере закупок, развитие конкуренции и противодействие коррупции. В свою очередь, это может оказать влияние на международном имидже страны.

Уважаемый Садыр Нургожоевич!

В свете вышеизложенных обстоятельств, мы обращаемся к Вам, как к главе государства, гаранту Конституции, прав и свобод граждан, и просим Вас не допустить выведения из-под действия закона «О государственных закупках» акционерных обществ, в том числе их дочерних хозяйственных обществ, государственных/муниципальных предприятий.

Мы просим Вас не поддерживать и возвратить проект закона «О государственных закупках» с возражениями.

  • ОО «Партнерская группа Прецедент» Жедигерова Ильяна
  • ОО «АПГИ» Сатыбеков Бакыт
  • ОБФ «Первый детский хоспис» Труханова Ольга
  • ОФ «Помогать легко» Аляева Динара
  • Гражданский активист Карасартова Рита
  • ОЮЛ Ассоциация «Смарт Жаран» Убышева Эркина
  • ОО «Психическое здоровье и общество» Макенбаева Бурул
  • ОФ «Клооп Медиа» Анна Капушенко
  • ОФ «Гражданские инициативы» Ошурахунова Динара
  • Ассоциация «Сеть Снижения Вреда» Токтогулова Мадина
  • ОО «Социум» Эстебесова Батма
  • ОФ «Вместе против рака» Гульмира Абдыразакова
  • ОФ «Эргене» – Тынара Касымалиева
  • ОО «Психическое общество и здоровье» — Лиля Пантелеева
  • ОФ «Истихсан» — Мадина Токтогулова
  • ОФ «Данко» — Нурбюбю Керимова
  • ОФ «ЗиОМ21 веке» — Гулипа Шейшенова
  • ОО «Шоола Кол» — Антонина Ли
  • ОО «Таис Плюс Два» — Байгазы Эрматов
  • ОФ «Здоровое поколение» — Темирбек Эркинов
  • ОФ «Поверь в себя» — Умид Шукуров
  • ОФ «Подруга» — Надежда Шаронова
  • Национальная неправительственная организация «Кыргызский Альянс планирования семьи» в 5-ти регионах КР – Бактыгуль Бозгорпоева
  • СПИД фонд Восток-Запад в КР- Наталья Шумская
  • Коалиция за бюджетную адвокацию в Кыргызстане (свыше 50 ОГО)
  • Ассоциация снижения вреда (9 ОГО)
  • Союз пациентстких сообществ в КР (8 ОГО)
  • Ассоциация паллиативной помощи (4 ОГО)

Поделиться