Бизнес майнинга криптовалют похож на американские горки — вслед за крутым подъёмом может последовать резкий спад. Причём, это касается не только стоимости криптовалюты, но и условий ведения бизнеса. Именно так произошло в Казахстане. Некоторое время в стране обеспечивались привлекательные условия для майнеров, но затем ситуация резко ухудшилась, пишет itc.ua.
Казахстан — Мекка для майнеров
В прошлом году, когда Китай в очередной раз взялся за майнеров криптовалют, многие игроки этого рынка начали переносить своё оборудование в другие страны. Одной из наиболее популярных стран для миграции майнеров стал соседний Казахстан.
Он манил китайских криптостарателей своей близостью (невысокие расходы на перевозку оборудования), низкой стоимостью электроэнергии, большими объёмами выработки энергии, сравнительно прохладным климатом (меньше расходы на охлаждение оборудования). Да и власти Казахстана высказывали свою благосклонность майнингу криптовалют. Так, в 2020 году президент Касым-Жомарт Токаев призывал привлекать в страну больше компаний и инвестиций в майнинговую индустрию. В результате массовой миграции майнеров, в 2021 году Казахстан даже стал одним из мировых лидеров по доле хешрейта Bitcoin.
Счастье было недолгим
Но вскоре отношение властей Казахстана к майнерам резко изменилось. Ближе к концу года из-за наплыва майнеров Казахстан столкнулся с энергетическим кризисом. Он возник из-за «эффективного» руководства местных властей. Изначально заявленный профицит электроэнергии в итоге оказался только на словах, а на деле в Казахстане, который еще экспортировал электроэнергию в рф, стал наблюдаться дефицит. И когда из-за недостатка электроэнергии начались сбои и отключения, власти нашли виновных в лице майнеров.
Легальным дата-центрам и майнинговым фермам начали ограничивать поставки энергии. В некоторых случаях даже наблюдалось полное отключение от энергоснабжения. С 1 января 2022 года вступил в силу закон, предусматривающий введение дополнительной платы за деятельность по добыче криптовалют (так называемый налог на майнинг) — 1 тенге ($0,0022) за 1 кВт·ч. Массовые протесты, имевшие место в Казахстане в начале года, также негативно отразились на майнерах, так как в это время власти вовсе отключили интернет в стране.
Новые налоги и отказ от преференций
В дальнейшем власти Казахстана стали еще больше закручивать гайки. В феврале президент Касым-Жомарт Токаев распорядился найти все криптофермы в стране и повысить налог на майнинг. Впоследствии Министерство национальной экономики предложило повысить ставку налога в 10 раз — до 10 тенге ($0,022) за 1 кВт·ч. Уже 14 апреля в Казахстане заговорили об очередном увеличении налоговой нагрузки на майнинг. Так, министр национальной экономики Алибек Куантыров сообщил о намерении привязать ставку налога на майнинг к стоимости криптовалюты. Таким образом, при росте стоимости криптовалюты местный бюджет сможет получать больше налогов.
Кроме того, депутаты местной парламентской фракции «Ак жол» озаботились тем, что некоторые участники технопарка Astana HUB под видом стартапов осуществляют майниинговую деятельность и получают преференции от правительства, в том числе освобождение от уплаты налогов. Отмечается, что 5 таких компаний получили государственные преференции на сумму 8,5 млрд тенге (около $18,7 млн). Такую ситуацию парламентарии считают неприемлемой. Они требуют вернуть в бюджет налоговые преференции, незаконно полученные майнерами, а также устранить коллизии в регулировании деятельности Astana HUB.
Что интересно, ранее криптомайнинговые компании могли легально регистрироваться в Astana HUB, и все резиденты могли иметь льготы. Но теперь, очевидно, политика партии изменилась. Сейчас проводится работа по изменению перечня приоритетных видов деятельности, для того чтобы исключить из списка компании, предоставляющие инфраструктуру для майнеров. После обновления перечня Astana HUB исключит все такие компании из участников технопарка, получающих налоговые льготы.