Адвокат бывшего премьер-министра и Омурбека Бабанова опроверг информацию, что экс-депутат заключил соглашение со следствием в рамках уголовного дела по октябрьским событиям. Об этом пишет «Азаттык»:
Перед этим в эфире передачи «Эксперттер талдайт» Радио «Азаттык» представитель Генеральной прокуратуры Азизбек Шукурбеков заявил о возможном во время расследования заключении соглашения Омурбеком Бабановым.
По итогам событий двухлетней давности, повлекших за собой смену власти в стране, Омурбеку Бабанову было предъявлено обвинение. Сообщалось, что его дело выделено в отдельное производство.
В эфире передачи «Эксперттер талдайт» начальник управления уголовного и процессуального судопроизводства Генпрокуратуры Азизбек Шукурбеков предоставил информацию по октябрьским событиям и сообщил, что шестерым гражданам, включая бывшего президента Алмазбека Атамбаева, предъявлены обвинения.
На вопрос об отдельном расследовании дела Омурбека Бабанова он предположил, что политик мог пойти на сотрудничество со следствием.
Он лишь ограничился заявлением, что на вопрос Жениша Молдокматова, другого фигуранта дела об октябрьских событиях, пошел или нет Бабанов на сделку со следствием, ответит в суде:
— Возможно, могло быть заключено сотрудничество согласно Уголовно-процессуальному кодексу. Могли заключить процессуальный договор. Поэтому дело [Омурбека] Бабанова выделили и рассматривали отдельно. Об остальном скажем в суде.
Во время дискуссии бывший судья Конституционной палаты Клара
Сооронкулова пыталась уточнить этот момент. Она предположила, раз Бабанов пошел на сделку, значит, он дал показания против кого-то:
— В обвинительном акте указана фамилия Бабанова. Везде говорится о Бабанове. Но он не принял участия в судебном заседании. Поэтому я тоже подумала, что он заключил соглашение. Мы все понимаем смысл соглашения. Человек, согласившийся на сотрудничество, должен дать показания против другого обвиняемого и помочь в раскрытии преступления. Тогда Омурбек Бабанов дал показания против них или [Алмазбека] Атамбаева? Если он помог раскрыть преступление, заключил соглашение и дал показания, значит, ему вынесли приговор?
На вопрос Клары Соорунколовой представитель Генпрокуратуры Азизибек Шукурбеков ответил коротко:
— По Бабанову все будет сказано во время судебного разбирательства. Тогда и услышите. Все скажем: при каких обстоятельствах заключили соглашение, какое наказание назначили. Судебное разбирательство только начинается, вскоре обо всем будет объявлено.
Однако защитники и сторонники Омурбека Бабанова отрицают факт, что он пошел на сотрудничество со следствием.
По словам адвоката Амантура Абдрахманова, Омурбек Бабанов не считает себя виновным в произошедших в октябре 2020 года событиях:
— Омурбек Токтогулович ни с кем не заключал соглашения. В старых законах было понятие «сотрудничества со следствием». Сейчас такого нет. Человек идет на сотрудничество со следствием, если признал свою вину. Мой подзащитный невиновен, зачем ему сотрудничать? Следователи решают, выделять дело или нет, а не мы. Здесь я не могу комментировать. Мы не можем указывать им, выделять дело или нет.
Советник политика Мирсулжан Намазалиев расценивает слова о сотрудничестве со следствием как предположение сотрудников прокуратуры:
— По октябрьскому делу у Омурбека Бабанова нет ни малейшей вины! Бабанов не заключал соглашения, никогда на это не пойдет! Предположения о том, что он мог пойти на сотрудничество, не соответствуют действительности, они неправильны.
Пока не известно, когда уголовное дело Омурбека Бабанова по октябрьским событиям передадут в суд.
Тилек Токтогазиев, участвовавший в парламентских выборах 2020 года с партией «Ата Мекен» и находившийся на центральной площади во время октябрьских событий, считает неправильным рассмотрение уголовного дела Омурбека Бабанова отдельно:
— Закон должен работать для всех одинаково. Все должно рассматриваться в одном деле. Потому что все связаны друг с другом. Если нынешняя власть считает участников октябрьских событий виновными, то они сами должны покинуть свои должности. Я считаю неправильным рассматривать дело Бабанова отдельно. Можно отдельно рассматривать 6, 7, 9 октября, но по эпизодам все должны отвечать вместе.
Напомним, итоги парламентских выборов 2020 года вызвали недовольство граждан и партий. Начавшийся мирно протест перерос в беспорядки, которые привели к смене власти. Во время столкновений также погиб один из участников протеста.
Во время тех событий Омурбек Бабанов сообщил «Азаттыку», что лидер партии «Бир Бол» Алтынбек Сулайманов предложил ему занять пост премьер-министра:
— 7 октября в пять часов утра меня разбудил телохранитель Алтынбека Сулайманова по имени Женишбек. Тогда я позвонил по телефону Жоодару Шадыканову, он сказал, что встретимся в гостинице «Жаннат» и вместе с [партиями] «Реформа», «Бир Бол» и «Ата Мекен» выдвинем меня. Я поехал в гостиницу «Жаннат», там были Тилек Токтогазиев, Клара Сооронкулова, Эльвира Сурабалдиева, Алтынбек Сулайманов и Жоодар Шадыканов. Они сказали: «Мы считаем правильным выдвинуть вас на пост премьер-министра, мы вас поддерживаем. Наше условие такое – Алтынбек [Сулайманов] будет спикером, а вы изберетесь премьером». Я согласился.
Позже Алтынбек Сулайманов опроверг заявление политика и объяснил, что сам [Бабанов] стремился возглавить правительство.
Тогда же Омурбек Бабанов в своих интервью некоторым изданиям говорил, что после 9 октября встречался с Садыром Жапаровым и Камчыбеком Ташиевым. Однако Ташиев опроверг эту информацию.
По итогам октябрьских событий всего возбуждено пять уголовных дел, около тысячи человек дали показания в качестве свидетелей.
В марте прошлого года было прекращено уголовное дело в отношении Омурбека Бабанова, возбужденное еще во времена президенства Сооронбая Жээнбекова.
Спецслужбы тогда заявили, что политик добровольно пополнил государственный бюджет на 100 млн сомов.
Напомним, в 2019 году финансовая полиция сообщала о наличии семи уголовных дел против Омурбека Бабанова.
Однако Бабанова задержали в мае прошлого года в рамках уголовного дела по проекту Кумтор, а в августе выпустили (по состоянию здоровья). Политик назвал это дело абсурдом. Омурбек Бабанов несколько раз заявлял о своем уходе из политики.