Развитие торговли в Центральной Азии органичивают законы, а не инфраструктура

Автор -

Развитие торговли в Центральной Азии ограничивают законы, а не инфраструктура, пишет в статье для Eurasianet Свенья Петерсен, политический экономист из Берлина и исследователь закрытого в прошлом месяце московского офиса Всемирного банка.

Эксперт обращает внимание на то, что сейчас в Кыргызстане и Казахстане высказывают немало сожалений по поводу вступления в Евразийский экономический союз. Ужесточение санкций Запада в отношении России снижает спрос на товары из Центральной Азии. По этой причине, утверждает автор, Бишкек и Нур-Султан ищут новые рынки сбыта и устраняют невидимые торговые барьеры.

Аналитические исследования торгового потенциала часто сосредотачиваются на физической инфраструктуре — автомобильных дорогах, железнодорожном сообщении. Но страны ЕАЭС может утянуть на дно вслед за Россией другое — то, что специалисты по торговле называют «инфраструктурой качества» (Quality Infrastructure, QI). QI — это юридические и регулирующие стандарты, в том числе анализы и сертификаты, «позволяющие торговым партнерам соглашаться, что яблоко — это яблоко, а свеча зажигания — это именно свеча зажигания».

Когда создавался Евразийский экономический союз, его члены Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения приняли все правила, регулирующие всё: от минералов в минеральной воде до веществ, запрещенных к использованию в косметике. Такие стандарты в союзе должны были проложить путь к единому рынку.

«Однако на деле стандарты ЕАС привели к изоляции членов союза. Как ни странно, сейчас, например, Кыргызстану проще торговать с Россией, чем с соседним Узбекистаном. Это положение отражается и в экспортной статистике», — пишет Петерсен.

Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан, которые не являются членами ЕАЭС, используют свои собственные национальные стандарты, что затрудняет торговлю в Центральной Азии. Например, чтобы экспортировать пастеризованное молоко, необходимо представить признаваемый импортирующей стороной сертификат, который выдан аккредитованным учреждением. Во многих случаях таких учреждений просто не существует; когда же они есть, соседние страны могут не признавать их сертификаты.

Свенья Петерсен говорит, что отсутствие «инфраструктуры качества» в Центральной Азии препятствует участию региона в мировой торговле и ограничивает экономический рост. Она считает, что странам региона нужно стремиться получать сертификаты, признаваемые за рубежом.

«Торговые барьеры — вопрос выбора. Правительства стран Центральной Азии могут выбрать интеграцию с мировой экономикой и торговлю друг с другом, а могут остаться в тупике, в который превращается быстро сокращающаяся экономика России. Внедрив у себя международные стандарты, они могут освободиться от этих оков», — резюмирует автор.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться