Энергетический сектор реформируют. В сфере будут приняты меры по поддержке социально уязвимых слоев населения, в том числе получателей пенсий и пособий на детей. Об этом пишет kun.uz.
Как сообщили в пресс-службе Министерства экономического развития и сокращения бедности, за последние 5 лет объем производства электроэнергии в Узбекистане увеличился с 61 млрд кВт/ч до 72 млрд кВт/ч, или в 1,2 раза. При этом объем доставки электроэнергии населению увеличился с 11 млрд до 16 млрд кВт/ч, или в 1,5 раза.
Несмотря на это, по расчетам невыполненный спрос республики на электроэнергию в 2021 году за счет наличия проблем с инфраструктурой снабжения составляет 2-3 млрд кВт/ч.
Кроме того, необходимость реформирования рынка энергоресурсов и системы энергоснабжения обусловлена следующими факторами:
Во-первых, большинство энергоблоков тепловых электростанций (ТЭС) находятся в эксплуатации более 25 лет, их коэффициент полезного действия (КПД) низок (25-35 процентов) и потребляют в 2 раза больше топлива, чем современное парогазовое оборудование (КПД – 55-60%). В частности, за последние три года объем природного газа, поставляемого на ТЭС для выработки электроэнергии, увеличился с 15 млрд кубометров до 17 млрд кубометров. Объем поставок природного газа населению за этот период также увеличился с 10 млрд кубометров до 13 млрд кубометров.
Отмечается, что для удовлетворения спроса внутреннего рынка на природный газ объемы экспорта резко сократились. Например, в 2019 году экспорт природного газа составил 12,2 млрд кубометров, а в этом году планируется достичь 3,3 млрд кубометров. Кроме того, за этот период объем импорта природного газа увеличился с 0,2 млрд кубометров до 4 млрд кубометров. То есть, растущий спрос потребителей республики из года в год удовлетворяется за счет увеличения объемов природного газа, приобретаемого по свободным ценам на рынке.
В результате этого также увеличивается объем прямых и косвенных затрат для поддержания текущего уровня субсидируемых (или ниже фактической себестоимости) тарифов на природный газ за счет государственного бюджета.
Во-вторых, низкая мощность существующих линий электропередачи и основной части трансформаторов не даёт потребителям возможности поставлять электроэнергию в достаточном объеме.
Это также обусловлено высоким уровнем морального износа распределительных сетей и трансформаторов, что приводит к многочисленным перебоям в электроснабжении и ухудшению показателей качества электроэнергии. Например, на сегодняшний день в некоторых районах уровень загрузки трансформаторов превышает установленную техническую норму в 80%.
Чрезмерная загрузка трансформаторов в 101 городах и районах республики превышает установленные технические нормы, что грозит невозможностью полноценного обеспечения населения и новых инвестиционных проектов электроэнергией и увеличением количества аварий электроснабжения в регионах. В частности, уровень загрузки трансформаторов в Ташкентской области составляет 95%, Андижанской области – 92%, городе Ташкент – 90%, Наманганской области – 84%.
В-третьих, тот факт, что цены не формируются на основе рыночных механизмов и моральный износ основных фондов приводит к ухудшению финансового состояния предприятий отрасли. В частности, в 2021 году компании «Узтрансгаз» – 2,5 трлн сумов и «Национальные электрические сети Узбекистана» – 2,1 трлн сумов закончили год в убытках. Следует отметить, что убытки этих государственных предприятий и их финансовые обязательства в конечном итоге приведут к прямому и косвенному увеличению расходов государственного бюджета.
По низким ценам на электроэнергию Узбекистан занимает 7 место в мире после Ливии, Анголы, Судана, Кыргызстана, Зимбабве и Таджикистана (в Кыргызстане и Таджикистане большая часть электроэнергии вырабатывается гидроэлектростанциями, поэтому она дешевле). Принимая во внимание, что стоимость 1 кВт/ч электроэнергии составляет 800 сумов, в среднем домохозяйства, использующие 200 кВт/ч электроэнергии в месяц, получают условную субсидию в размере 101 тыс сумов, а семьи, использующие 400 кВт/ч электроэнергии, — 202 тыс сумов.
Иными словами, действующие тарифы приводят в основном к тому, что абонентам, доходы которых относительно высоки и, соответственно, потребляют больше энергоресурсов, предоставляется большая сумма условной субсидии. Например, пользователи 2-3 кондиционеров, более одного холодильника, компьютера и других электроприборов одновременно, т.е. домохозяйства с высокой платежеспособностью потребляют соответственно больше электроэнергии. В результате эти дома получают больше условных субсидий.
Всего в стране насчитывается 4 миллиона абонентов природного газа. 85 процентов этих домохозяйств, или 3,4 миллиона абонентов, потребляют в среднем до 500 кубометров природного газа в месяц. Однако на их долю приходится лишь 35 процентов (4,5 млрд куб м) от общего потребления населения.
Также имеется 7,3 млн абонентов электроэнергии. 80 процентов из них потребляют в среднем до 200 кВт/ч электроэнергии в месяц. Однако на эти домохозяйства приходится лишь 31 процентов (5,7 млрд кВт/ч) от общего объема электроэнергии, потребляемой населением. Например, если учесть, что сегодня стоимость 1000 кубометров природного газа составляет 1,4 млн сум, то в среднем домозозяйства, использующие 500 кубометров газа в месяц, получают 500 тыс сум в месяц условной субсидии, но домозозяйства, использующие 1000 кубометров газа, получают в 2 раза больше или 1 млн сум условной субсидии.
В-четвертых, для удовлетворения спроса, возникающего в результате увеличения численности населения и устойчивого развития экономики, необходимо создание дополнительных мощностей производства энергоресурсов. Например, рассчитано, что к 2030 году годовой спрос потребителей республики на природный газ увеличится с нынешних 54,2 млрд кубометров до 65 млрд кубометров.
В электроэнергетике ожидается увеличение этого показателя с нынешних 74 млрд кВт/ч до 110 млрд кВт/ч. Для обеспечения 110 млрд кВт/ч электроэнергии в год дополнительно требуется строительство новых электростанций мощностью 19 ГВт. Для создания дополнительных мощностей по вышеуказанным энергоресурсам необходимо не менее 25 млрд долл.
Однако, текущее финансовое состояние АО Uzbekneftegaz и АО «Тепловые электростанции» не позволяет реализовать проекты такого масштаба. При этом привлечение кредитных средств данным предприятий, в свою очередь, приведет к увеличению объема внешнего долга республики. Исходя из этого, широкое привлечение в отрасль частных инвестиций, в том числе на основе принципов государственно-частного партнерства, является единственным путём создания новых мощностей в будущем.
Одним из важнейших условий привлечения частных инвестиций в энергетическую отрасль является реализация вырабатываемой с их участием электроэнергии по рентабельным, то есть выгодным ценам.
Исходя из вышеизложенного, для обеспечения устойчивого и полного удовлетворения растущих из года в год потребностей республики в энергоресурсах и притока частных инвестиций в отрасль необходимо поэтапное реформирование рынка энергоресурсов республики. Безусловно, в этот переходный период реформ, исходя из интересов малообеспеченных и низкодоходных слоев населения, разрабатываются меры социальной защиты.
При этом будут приняты отдельные дополнительные меры по поддержке социально уязвимых слоев населения, в том числе получателей пенсий и пособий на детей.
Стоит отметить, что практика «условного субсидирования» государством цен на энергоресурсы сохранится. Однако в целях повышения эффективности социальной защиты при распределении «условных субсидий» система «социальная норма» будет внедрена по всей республике.
[tds_info]Под «социальной нормой» потребления энергии понимается определенное количество энергии, оплачиваемое населением по льготному тарифу. То есть он продается по относительно низкой (льготной) цене до определенной установленной суммы, а свыше этой суммы продается по цене свободного рынка. [/tds_info]
Реформы в энергетике заложат основу для установления тарифов на природный газ и электроэнергию на принципах социальной справедливости, а также для обеспечения непрерывности и расширения энергоснабжения населения и наших предпринимателей. Соответствующий проект нормативно-правового акта будет вынесен на общественное обсуждение в ближайшие дни. Все мнения и предложения будут изучены.