Один из неформальных лидеров ГБАО Мамадбокир Мамадбокиров убит 22 мая в городе Хорог, передает Радио Озоди.
«В воскресенье, в 17:30 часов, в Хороге в результате внутренних разборок криминальных групп был убит Мамадбокир Мамадбокиров», — сообщает УМВД по ГБАО. В официальном заявлении его называли «главарем организованной преступной группы махалли Бархорог». Сообщается, что областная прокуратура начала предварительное расследование инцидента.
Эту информацию Радио Озоди подтвердили как минимум три независимых источника в Хороге. По их данным, неформальный лидер ГБАО был убит в махалле, известной жителям Хорога как «Бойни», недалеко от своего дома в Бархороге. По одним данным, ранения получил еще один житель Хорога. Дополнительных подробностей по данному факту пока нет.
Имя Мамадбокирова недавно упоминалось в связи с акциями протеста в Хороге. В заявлении МВД от 17 мая Мамадбокир Мамадбокиров, Алим Шерзамонов и Ульфатхоним Мамадшоева были названы «организаторами незаконного митинга 16 мая в Хороге».
Мамадбокир Мамадбокиров, бывший командир сил самообороны, реинтегрированный в таджикские погранвойска, был одним из неформальных лидеров в ГБАО.
После ноябрьских событий 2021 года и протестов в Хороге власти по бадахшанскому телевидению упоминали имя Мамадбокирова, говоря, что он имеет связь с преступной деятельностью. Но Мамадбокир Мамадбокиров всегда отрицал такие обвинения, заявляя, что он и его сторонники не являются преступными элементами.
В феврале этого года власти ГБАО по ТВ «Бадахшан» обвинили Мамадбокирова в том, что он избил начальника управления образования ГБАО, и потребовали, чтобы он или его сторонники сдались правоохранительным органам. Но Мамадбокиров не признал себя виновным, напротив, обвинил некоторых должностных лиц, в том числе нынешнего председателя ГБАО, в незаконных действиях и личной неприязни к нему.
Еще в январе председатель области Алишер Мирзонабот на заседании местного хукумата назвал Мамадбокира Мамадбокирова, наряду с другими так называемыми неформальными лидерами региона, «лидером организованной преступной группировки», которые, «мешают нормальному функционированию органов власти в ГБАО».
Мамадбокиров в ответ подготовил видеообращение, в котором сказал: «Мы призываем власти оставить нас в покое и дать нам жить в мире, но нас отправляют за решетку, убивают. От меня требуют сдаться силовым структурам. В чем моя вина? Или я вступил в группировку вроде ИГИЛ?». Затем он сетует на то, что на протяжении 30 лет находился под давлением: «Не знаю, почему. Может быть, потому что я выступаю за справедливость, говорю правду, и защищаю народ. Поэтому власть предержащие меня ненавидят. Мы не враги. Мы не предали ни государство, ни президента. Мы просто хотим мира в стране».
Российский эксперт Андрей Серенко сообщил, что принято решение о создании Армии обороны Бадахшана.
«Принято решение о создании Армии обороны Бадахшана (АОБ)», — сообщил сегодня утром один из подписчиков моего телеграм-канала, подчеркнув, что это решение было принято 20 мая и является «реакцией на последние репрессивные действия силовиков правительства Таджикистана в отношении мирных жителей Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО)».
По словам источника, «за проектом Армии обороны Бадахшана стоят серьёзные люди, которые не будут бросать слов на ветер, в отличие от различных военных крыльев оппозиции»: «Военное крыло оппозиции, если оно, конечно, существует, возможно, собирается воевать с режимом Эмомали Рахмон до последнего памирца. Мы придерживаемся совершенно другой линии и намереваемся на самом деле защищать Памир, его жителей, от любых врагов».
Источник заявил, что «уже начался отбор добровольцев в Армию обороны Бадахшана»: «Ведутся также переговоры с авторитетными шиитскими лидерами за пределами Таджикистана. В частности, в Ираке. Идея АОБ находит всё больше сторонников в международном шиитском сообществе, на его поддержку мы уже можем однозначно рассчитывать».
По словам источника, «помимо Армии обороны Бадахшана, принято решение о создании специального трибунала для наказания за военные преступления таджикских силовиков, принимавших участие в карательной операции против народа ГБАО»: «Мы будем придерживаться тактики и практики МОССАД — искать преступников, пока не найдём и не накажем, даже если для такого поиска понадобится 50 лет».
Источник заявил, что «в ближайшее время Армия обороны Бадахшана выступит с соответствующими заявлениями через собственные информационные каналы».