Amnesty International представляет глобальный доклад о смертных казнях в 2021 году.
В 2021 наблюдался тревожный рост числа казней и смертных приговоров, поскольку страны, где обычно казнят больше всего людей, вернулись к привычной практике, а суды возобновили полноценную работу после коронавирусных ограничений, заявляет Amnesty International в своём ежегодном докладе о смертной казни.
В прошлом году в 18 странах было проведено как минимум 579 казней, что даёт рост в 20% по сравнению с 2020 годом. В основном за это несёт ответственность Иран, где казнили как минимум 314 человек (по сравнению с 246 в 2020) — это наибольшее количество казней с 2017 года. В стране резко выросло число казней за преступления, связанные с наркотиками – вопиющее нарушение международного права, которое запрещает использование смертной казни за преступления, не связанные с умышленным убийством. Одновременно в Саудовской Аравии более чем в два раза увеличилось количество смертных казней, печальная тенденция, продолжившаяся и в 2022 году, когда за один день в марте казнили 81 человека.
«После резкого снижения количества казней в 2020 году, в прошлом году Иран и Саудовская Аравия снова начали чаще применять смертную казнь, в том числе откровенно нарушая запреты, установленные международным правом в области прав человека. Поразительное стремление этих стран не оставить своих палачей без работы не пропало и в первые месяцы 2022 года», – заявила Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International.
Поскольку ковидные ограничения, которые до этого откладывали окончание судебных разбирательств, неуклонно снимались во многих частях мира, судьи вынесли 2052 смертных приговора в 56 странах – почти на 40% больше, чем в 2020. Особенно резкий рост смертных приговоров был зафиксирован в отдельных странах, например, в Бангладеш (181 смертный приговор в 2021 году по сравнению с не менее 113 годом ранее), в Индии (рост с 77 до 144) и Пакистане (с как минимум 49 до 129).
«Вместо того, чтобы использовать возможности, открывшиеся благодаря перерыву в исполнении смертных приговоров в 2020 году, меньшинство стран с вызывающим беспокойство воодушевлением отдают предпочтение смертным казням, а не ищут эффективные решения вопроса преступности, грубо игнорируя право на жизнь, даже несмотря на насущные и продолжающихся глобальные кризисы в области прав человека», – отметила Аньес Калламар.
Несмотря на все эти проблемы, общее количество казней в 2021 стало вторым самым низким показателем после 2020, зафиксированным Amnesty International по крайней мере с 2010 года.
Как и в предыдущие года в итоговые показатели по смертным приговорам и казням не попали тысячи людей, которых, как считает Amnesty International, казнили и которым выносили смертные приговоры в Китае, а также большое количество казней, проведённых в Северной Корее и Вьетнаме. Практика объявлять такие данные государственной тайной и ограниченный доступ к информации сделали невозможным точный мониторинг проведения казней в этих трёх странах, а для некоторых других стран зафиксированные годовые показатели должны считаться минимальными возможными показателями.
«Китай, Северная Корея и Вьетнам продолжали скрывать своё применение смертной казни под покровом секретности, но, как всегда, даже то немногое, что мы можем увидеть, вызывает серьёзную тревогу», – подчеркнула Аньес Калламар.
В Иране сохранялась обязательная смертная казнь за хранение определённых видов и объёмов наркотиков – при этом число казней за преступления, связанные с наркотиками, выросло более чем в пять раз, с 23 в предыдущий год до 132 в 2021 году. Количество женщин, про которых было точно известно, что их казнили, также выросло с девяти до 14, а иранские власти продолжили свое жестокое наступление на права детей, казнив трёх человек, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет, что противоречит обязательствам страны по международному праву.
Значительное увеличение числа смертных приговоров по сравнению с 2020 годом было зафиксировано в Демократической Республике Конго (не менее 81, по сравнению с 20), Египте (не менее 356, по сравнению с 264), Ираке (не менее 91, по сравнению с 27), Мьянме (не менее 86, по сравнению с 1), Вьетнаме (не менее 119, по сравнению с 54) и Йемене (не менее 298, по сравнению с 269).
Смертная казнь, как инструмент государственных репрессий
В ряде стран в 2021 году смертная казнь применялась в качестве инструмента государственных репрессий в отношении меньшинств и протестующих, при этом правительства демонстрировали полное пренебрежение к гарантиям и ограничениям на применение смертной казни, установленным международным правом и стандартами в области прав человека.
Тревожный рост применения смертной казни в условиях военного положения был зафиксирован в Мьянме, где военные передали полномочия по рассмотрению дел гражданских лиц военным трибуналам, которые проводили разбирательства в упрощенном порядке без права на апелляцию.
Около 90 человек были произвольно приговорены к смертной казни, некоторые заочно, в ходе кампании, которую многие восприняли как целенаправленное преследование государством протестующих и журналистов.
Египетские власти продолжали прибегать к пыткам и массовым казням, часто после несправедливых судебных процессов в Чрезвычайных судах государственной безопасности, а в Иране смертные приговоры несоразмерно часто выносили представителям этнических меньшинств по таким расплывчатым обвинениям, как «вражда с Богом». По меньшей мере 19% зарегистрированных смертных приговоров (61) были вынесены представителям этнического меньшинства белуджи, которые составляют около 5% населения Ирана.
Среди жертв глубоко ущербной системы правосудия Саудовской Аравии был Мустафа аль-Дарвиш, молодой гражданин этой страны из шиитского меньшинства, обвиненный в участии в насильственных антиправительственных протестах. Он был казнен 15 июня после вопиюще несправедливого суда, опиравшегося на полученные под пытками «признательные показания».
Тенденция к отмене смертной казни во всём мире
Несмотря на все эти тревожные события, тенденция к отмене смертной казни сохранялась в течение всего 2021 года. Второй год подряд число стран, в которых, насколько известно, казнили людей, было самым низким с тех пор, как Amnesty International начала заниматься мониторингом применения смертной казни.
В Сьерра-Леоне закон, отменяющий смертную казнь за все преступления, был единогласно принят парламентом в июле, хотя в силу еще не вступил. В декабре в Казахстане приняли закон об отмене смертной казни за все преступления, который вступил в силу в январе 2022 года. Правительство Папуа-Новой Гвинеи начало общенациональные консультации по вопросу о смертной казни, по результатам которых был принят законопроект об отмене смертной казни в январе 2022 года, в силу он еще не вступил. В конце года правительство Малайзии объявило, что в третьем квартале 2022 года оно представит проект законодательные реформы по отмене смертной казни. А в Центральноафриканской Республике и Гане парламентарии приступили к процессу реформы законодательства с целью отмены смертной казни, который продолжается и сейчас.
В США Вирджиния стала 23-м штатом, отменившим смертную казнь, и первым таким южным штатом, а в Огайо третий год подряд переносят или приостанавливают проведение всех назначенных казней. Новая администрация США также ввела в июле временный мораторий на исполнение смертных приговоров, вынесенных федеральными судами. В 2021 году в США было приведено в исполнение наименьшее с 1988 года количество смертных приговоров.
Гамбия, Казахстан, Малайзия, Российская Федерация и Таджикистан продолжали соблюдать официальные моратории на казни.
«Те немногочисленные страны, где до сих пор сохраняется смертная казнь, должны понять: мир без санкционированных государством убийств не только можно себе представить, он вполне достижим, и мы будем за него бороться. Мы продолжим разоблачать произвол, дискриминацию и жестокость, присущие этому наказанию, пока ни одного человека не останется в камерах смертников во всём мире. Пора отправить на свалку истории это крайне жестокое, бесчеловечное и унижающий достоинство наказание», – заявила Аньес Калламар.
Общее количество смертных казней, зафиксированных в 2021 году, является вторым самым низким показателем после 2020 года, который Amnesty International зафиксировала по крайней мере с 2010 года.
Показатели за 2021 год являются одними из самых низких, зафиксированных Amnesty International в любой конкретный год с тех пор, как она начала мониторинг применения смертной казни в 1979.
Однако изменения в доступе к информации, конфигурации стран и методологии, произошедшие за десятилетия, затрудняют точное сравнение этого показателя с такими же за более длительный период.