Воевать в первом ряду никто не хочет: Казахстан под угрозой санкций

Автор -
1205

    О том, что Казахстану могут грозить вторичные санкции, США впервые заявляли в марте 2022 года. О стратегии, известной как «вторичные санкции», писала газета Washington Post со ссылкой на высокопоставленных чиновников Белого дома.

    «В случае введения вторичных санкций страны Азии и других регионов, которые воздерживались от введения своих собственных санкций в отношении России, должны будут выбирать между продолжением взаимодействия с подпавшими под санкции частями России и экономикой западных союзников», — говорилось в публикации 25 марта, пишет 365info.kz.

    Осторожный банковский бизнес

    Когда европейская депозитарно-клиринговая система Clearstream заблокировала счет Национального расчетного депозитария России, появилась информация о росте счетов российских компаний в Центральном депозитарии ценных бумаг Казахстана. И заместитель председателя Нацбанка РК Алия Молдабекова во время пресс-конференции 27 апреля прокомментировала вопрос с вероятностью введения вторичных санкций против Казахстана в этой связи.

    «Для Казахстана возможность стать региональным хабом в области международных расчетов хорошая перспектива, но к этому вопросу нужно подходить сбалансированно, — отметила Молдабекова. — Вы знаете, что есть риски вторичных санкций в этом случае. Любое открытие счетов в Центральном депозитарии ценных бумаг или в банках второго уровня должно сопровождаться очень строгой процедурой KYC — «знай своего клиента». Потому что в том случае, если какое-то санкционное лицо или лицо, связанное с санкционным лицом, откроет у нас в стране счета, мы подпадаем под риск вторичных санкций».

    На днях, после публикаций в СМИ о том, что известный российский артист Лев Лещенко получил ИИН в Казахстане для дальнейшего выпуска банковской карты, возник общественный резонанс.

    Выяснилось, что с начала 2022 года ИИН получили почти 40 тысяч граждан России, что в 10 раз превысило показатели предыдущего года

    А ИИН россияне получали с теми же целями — для открытия банковских карт. Но, опять же, как пишут аналитики, обслуживание граждан России в казахстанских банках не основание для введения санкций против Казахстана. Такой риск есть, только если это не граждане России, попавшие в персональные санкционные списки. Но система «знай своего клиента», о которой говорила на пресс-конференции Алия Молдабекова, даже не даст таким персонам открыть банковский счет. Во всяком случае таковы правила, и регулятор следит за их соблюдением.

    Наказание без логики и смысла

    Несмотря на всю осторожность, с которой Казахстан продолжает поддерживать союзнические отношения с Россией, периодически возникают призывы к Западу «наказать» нас за политический нейтралитет. Насколько реально, что сценарий со вторичными санкциями коснется Казахстана, предположил экономист Айдархан Кусаинов.

    Айдархан Кусаинов, фото с сайта inbusiness.kz

    — В данный момент как Казахстану, так и ЕАЭС, в котором мы состоим, ничего не угрожает, кроме сумбурной санкционной политики Евросоюза и США, — считает эксперт. — Это стало понятно после того, как под санкциями оказались российские олигархи, которые давно не живут в России.

    Идет непредсказуемое бросание санкциями так, что сейчас вообще непонятно, кому и за что прилетит, по принципу действий безумного человека с гранатой

    Под вторичные санкции попасть может любая страна. Начиная с Турции, которая уже под санкциями. Сербии угрожают. Китаю тоже, если проанализировать риторику, что Пекину надо бы определиться. С этой точки зрения мы ни в каком ни в привилегированном положении касаемо вторичных санкций. Потому что, как я сказал, угрозы вторичных санкций разлетаются по всему миру, в том числе и союзникам по НАТО.

    — А что мы делаем или в чем бездействуем, что нам может прилететь?

    — А мы ничего можем не делать, чтобы их получить. Потому что, повторюсь, санкции раздаются неадекватно.

    Проблема в том, что ни логику самих санкций, ни какую-то политическую или экономическую логику Запада угадать почти невозможно. В этом-то и реальная проблема мировой политики сегодняшнего момента. С этой точки зрения

    мы можем ничего не делать, и нам прилетит по самое не хочу, а можем делать многое, и прилетит также. Сейчас непонятно, что нужно делать в принципе, чтобы застраховаться от санкций

    Единственный значимый момент успокоения — то, что у нас почти вся наша нефть не наша, а западная. Но это такой сомнительный момент — нефть-то могут забрать, а страну под санкции запустить. Все очень непредсказуемо.

    Допустим, венгры просят 18 млрд евро, чтобы поддержать нефтяное эмбарго. Немецкие промышленники говорят, что американский газ купить, конечно, можно, но с такими ценами это смерть. А Германия все равно говорит об отказе от российского газа.

    Все уже поняли, в том числе и Запад, что их санкции бьют в первую очередь по ним же. У них инфляция, поддержка Байдена падает.

    Кому нужен Казахстан?

    — Но тем, кто соглашается на условие России платить за газ в рублях, прилетает в первую очередь.

    — Экономически. И они зачем-то на это идут, но при этом политически принимают решения не идти на условия России. Идиотизм ситуации в том, что политики стран, выступающих за газовое эмбарго, разрешают своим субъектам платить за газ в рублях, закрывая на это глаза, но санкции все равно вводят.

    — От Казахстана чего хотят?

    — Да ничего от него не хотят. На нас всем плевать, нам даже не намекают на санкции, хотя такие намеки раздаются всему миру. Саудовская Аравия отказалась идти на условия Запада, им санкции не ввели. Арабские Эмираты сделали то же самое, им санкции не ввели. Венесуэла отказалась идти на условия Запада, и теперь США рассматривают смягчение санкций против этой страны ради поставок нефти.

    Позиция в отношении Казахстана реально загадочная.

    Они могут предложить засыпать нас деньгами, лишь бы мы отказались быть союзниками России. А может быть и другой вариант — «задушить нас», если не откажемся от нее

    Какой вариант применят, вообще непонятно. И что делать, тоже никому непонятно.

    Поэтому Казахстан сейчас вполне может прижаться к России или заявить Западу об этом, чтобы получить денег. Но вместо денег может прилететь оплеуха. Казахстан сейчас что бы ни сделал, спрогнозировать действия Запада никак не сможет.

    — Казахстан вообще хороший инструмент для России обойти санкции?

    — Мы для России хороший и важный союзник, это безусловно. Не меньше мы нужны и важны Китаю. В этом плане Казахстан вообще очень важен в этой геополитической игре.

    И если Казахстану прилетят санкции, это будет негативно и для Москвы, и для Пекина. Не с экономической, но с политической точки зрения

    Мы сейчас вообще в подвешенном состоянии. Мы не можем игнорировать Запад, так как наша нефть туда продается, а американцы наши главные инвесторы. Есть надежда, что нас пронесет и мы останемся нейтральными.

    Ожидание с тыла

    — Сколько еще таких, как Казахстан?

    — Почти весь мир. Даже Китай однозначно Россию не поддерживает, но при этом он и не встает против США. Индийским компаниям тоже грозят санкции, они пока лавируют. Часть отказывается от российской нефти, другие, наоборот, нарастили импорт.

    Большая часть мира на самом деле за отмену сегодняшнего миропорядка и в целом против Запада. Но никто не хочет воевать в первому ряду. Все надеются, что все изменится само. И Казахстан сейчас в таком же нейтралитете, какой играет на руку большей части мира.

    Россия «заварила кашу», а все остальные, соблюдая нейтралитет, неформально поддерживают и ее, и себя

    Один момент — когда индийцы покупают российскую нефть с дисконтом в 20-30%, значит, их нефтехимические заводы еще эффективнее работают на экономику страны. И китайцы, покупая российскую нефть с дисконтом, тоже укрепляют свою экономику. Поэтому все выглядит так, что Россия находится в прямом противостоянии, а остальные за ее спиной, не вступая в открытый конфликт с Западом. В их числе и Казахстан.

    Нам бессмысленно и глупо разрывать отношения с ЕАЭС и выходить на западную орбиту, потому что совершенно точно это очень не понравится ни Пекину, ни Москве. Запад далеко, а Пекин и Москва близко. А у нас и Шелковый путь, и китайские инвестиции, и торговля с Россией, и большая граница с ней. То есть занять прозападную позицию мы не можем.

    — И сейчас наша политика нейтралитета правильная?

    — Да, и это единственный здравый выход. В этом смысле существенных угроз для ЕАЭС и стран, сотрудничающих с Россией, на самом деле нет.

    Если Казахстан вдруг попадает под вторичные санкции, принципиально географию экономики это не изменит — мы не большая экономика.

    Против нас вводить санкции бессмысленно, если уж против России они не работают. Москве и Пекину поддержать Казахстан в случае чего не будет никакой проблемы

    Экономического урона нанесут нам мало, но мы в таком случае бесповоротно уйдем в орбиту российско-китайского тандема.

    Поэтому эскалировать конфликт России с Западом на Казахстан санкциями — риск вовлечения Китая в это противостояние. Да и Индии это тоже не понравится, поскольку мы и на пути в Индию от России. Есть ли у Запада смысл в санкциях против Казахстана с такими политическими последствиями? Будем смотреть.