Минфин США уговаривает Абу-Даби присоединиться к режиму рестрикций, пишет «Независимая газета».
Минфин США направил в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) второго по значимости чиновника в ведомстве Уолли Адейемо, чтобы обсудить соблюдение режима рестриктивных мер против РФ. За последние месяцы Запад усилил давление на ОАЭ в связи с подозрением, что они обеспечивают безопасное убежище для капитала, предположительно связанного с подсанкционной элитой. Готовность Эмиратов оказывать решительное сопротивление давлению США становится все более неочевидной.
Информация о том, что первый замминистра финансов США отправляется в Эмираты, подтвердили в пресс-службе американского ведомства. Повестка переговоров Адейемо с коллегами из местных госструктур и финансовых учреждений включила в себя вопрос о возможном присоединении аравийского государства к режиму многосторонних санкций, введенных против Кремля за боевые действия в Украине. Поводом для растущей тревоги в Вашингтоне стали признаки лояльности Абу-Даби к потоку российских инвестиций, которая, как считают на Западе, обеспечивает попавшую под рестрикции деловую элиту страховкой против жестких ограничений.
Выходцы из России и стран СНГ уже составили 20% всех потенциальных покупателей недвижимости в Дубае, сообщил в этом месяце базирующийся в ОАЭ канал «Аль-Арабия» со ссылкой на исследование агентства Mira Estate. По оценкам представителей компании, восточноевропейский рынок теряет потенциальных инвесторов из-за беспрецедентного уровня геополитической нестабильности. Именно поэтому пул инвесторов в эмиратскую недвижимость неуклонно смещается в сторону круга русскоязычных экспатов.
Это один из факторов, который дает западным надзорным органам искать в ОАЭ следы опосредованных вложений лиц, попавших после февраля 2022 года в черные списки. Отдельный повод усилить бдительность обеспечивает движение частного транспорта, предположительно связанного с наиболее состоятельными обладателями российских паспортов.
Центр их активности, как говорят сотрудники Федерального бюро расследований (ФБР) США, которых цитируют западные издания, заметно смещается в сторону Персидского залива.
В марте международная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) уже поместила Эмираты в так называемый серый список. Это перечень государств, которые подлежат жесткому мониторингу из-за выявленных проблем, касающихся отмывания денег и финансирования терроризма. Однако в последние недели со стороны активистов раздаются призывы присвоить аравийскому государству «черный» статус из-за колеблющейся позиции по украинскому досье. Кроме того, против Абу-Даби предлагают ввести вторичные санкции.
Западные эксперты всерьез считают, что Вашингтон может во время непосредственных переговоров с ближневосточным союзником добиваться от него как минимум выдачи негласного разрешения на конфискацию дорогостоящего частного транспорта, принадлежащего выходцам из России. Тем более что Белый дом многократно давал понять о своей решительности в этом вопросе. США даже анонсировали создание целой административной структуры с участием специалистов Минфина и Минюста, функционирование которой призвано упростить арест и конфискацию активов неблагонадежных с их точки зрения россиян.
Впрочем, мнительность в отношении ОАЭ растет не только у американских официальных лиц. В марте этого года Федеральное таможенно-пограничное ведомство Швейцарии зафиксировало аномальное увеличение объема импортируемого из Эмиратов золота, что совпало с введением санкций против российского производства. На фоне этой ситуации швейцарская неправительственная организация Swissaid призвала к запуску расследования и потребовала от властей добиться от Эмиратов большей прозрачности в этой сфере.
Власти ОАЭ изначально давали понять, что не готовы синхронизироваться с западным режимом санкций за Украину. Такая линия распространялась не только на вопрос, связанный с ограничением российского капитала за рубежом, но и на проблему поддержки дипломатических инициатив администрации президента США на международных площадках. Впрочем, как следовало из заявлений официальных лиц аравийского государства, отказ от солидаризации был связан скорее с комплексом личных претензий, накопившихся у Абу-Даби к Вашингтону.
Пока Эмираты настаивают на том, что работают над устранением проблем, которые выявили специалисты FATF. Несмотря на то что страна уже подписала ряд соглашений о взаимной правовой помощи и экстрадиции с рядом международных игроков после начала российской специальной операции, источники агентства Bloomberg сообщают, что круг стран, с которыми ОАЭ готовы заключить эти договоренности, в ближайшее время будет расширяться. Это недвусмысленно говорит о том, что аравийское государство готово считаться с требовательностью своего союзника хотя бы отчасти.
Интрига в ближайшее время будет заключаться в том, насколько переделы этой готовности окажутся опасными для новоявленных русскоязычных инвесторов. Опыт соблюдения экстерриториальных санкций против Ирана в последние годы уже доказал, что американское руководство не против использовать меры экономического давления против своих ближайших региональных союзников. И аравийские государства, несмотря на их растущую значимость для Вашингтона в условиях кризиса на энергетическом рынке, вряд ли являются исключением.