Непокорные цены: почему правительство Казахстана не может обуздать инфляцию

Автор -
313

    Казахстанцы шокированы ростом цен. Каждый день продавцы меняют ценники на сахар и картошку, одежду и бытовую технику. Парикмахеры и стоматологи тоже без конца повышают стоимость своих услуг. Люди возмущаются, но покупают и платят.  Кто виноват в этой ситуации? Издание Ulysmedia.kz рассказало о ситуации:

    Экономист Мурат Темирханов говорит, что всё это объясняют три основные причины: высокая инфляция во всем мире, неправильная бюджетная политика правительства и командно-административное регулирование цен.

    “К высокой мировой инфляции привели ряд кризисов. Началось это с пандемии Covid 19, а сейчас главная причина — война в Украине. Везде растут цены на нефтепродукты, продовольствие и т.д. В Европе уровень инфляции в некоторых странах 8%, а еще недавно это трудно было представить. Поэтому 14% инфляции в Казахстане не должны никого удивлять”, — убеждён экономист.

    Инфляционная спираль раскручивается по всему миру – это подтверждает другой казахстанский экономист, Арман Бейсембаев.

    “Экономика – это тонко настроенный механизм, который находится в состоянии баланса. Мы до сих пор видим последствия локдаунов по всему миру в 2020 году – над экономикой нельзя проводить такие эксперименты, она обязательно ответит. В мире проведен эксперимент «А что, если?». Вот вам и результат – инфляция”.

    Что не так делает правительство

    Среди внутренних причин роста цен — неверная бюджетная политика нашего правительства, уверен Мурат Темирханов.

    “Когда цены на нефть высокие, а они как раз сейчас заоблачные из-за войны на Украине, надо сокращать трансферты из Национального нефтяного фонда, чтобы избыточно не разогревать экономику и не увеличивать инфляцию”.

    Экономист объясняет, что это азбучная истина для стран-экспортеров нефти. Однако у нас сделали наоборот — в этом году общие трансферты из Нацфонда увеличили до 4,5 трлн тенге.

    “Экспорт Казахстана резко вырос, а импорт нет. Сейчас экономику надо остужать, а у нас её еще больше разогревают резко возросшими вливаниями из Нацфонда, которые поступают в экономику через льготные кредиты, субсидии, увеличение зарплат. Кстати, раздача пенсионных излишков из ЕНПФ тоже сильно разогрела экономику и ускорила инфляцию, особенно на рынке недвижимости”, — говорит Мурат Темирханов.

    Государственное регулирование цен на рынке приводит лишь к негативным последствиям.

    “Командно-административными методами цены на некоторые продукты и услуги можно сократить на короткий срок – на месяц, два или полгода, но потом они в любом случае резко вырастут, потому что из-за этого поставщики или производители обязательно понесут огромные убытки”.

    В Казахстане открытая экономика и внутренние цены не могут быть долго ниже, чем у соседей. Экономист уверен, что любое искусственное регулирование цен приведёт к росту инфляции в среднесрочном периоде.

    “Это тоже азбучная истина, и я не знаю, почему наше правительство этого не понимает. После январских событий цены на газ, на коммунальные услуги снизили цены искусственным способом, спрашивается, зачем”, – задаётся вопросом Темирханов.

    Энергетика поизносились, денег на ремонт и развитие нет из-за необоснованно низких тарифов. В развитых странах, если из-за рыночных условий цены на энергию растут, то правительство не начинает регулировать цены в ущерб производителям и поставщикам, а просто помогают социально-незащищенным слоям пережить этот временный всплеск.

    “А у нас начинают регулировать цены, либо напрямую, либо убирают импорт или экспорт, либо дешевые кредиты раздают торговым сетям. Всё это в конце концов приведет к более высокому росту цен. Проблема в том, что у нас есть Нацфонд, которым правительство привыкло покрывать все свои ошибки, что только ухудшает ситуацию в экономике”, – утверждает экономист.

    Есть ли кризис

    После январских событий, начала войны на Украине и скачков курса доллара, многие говорили, что у нас начался кризис. Но у нас нет кризиса, уверен Темирханов.

    У нас рост экономики больший, чем в прошлом году. Сейчас рост ВВП 4,6%, а в прошлом году в это время был 4%. Из-за санкций против России, наша экономика получила дополнительные стимулы для роста – Казахстан стал буфером между Россией и остальным миром. Во-первых, резко выросли цены на нефть. Во-вторых, российский бизнес и зарубежные компании, которые работали в России, переходят в Казахстан. А наши компании стали заниматься реэкспортом товаров, которые в дефиците в России”.

    В целом, экономическая и бизнес-активность в Казахстане выросла. Люди получают зарплаты, работа есть. Я считаю, что меньше 4% роста ВВП в этом году не будет, хоть и говорят, что логистические цепочки порушились и появились другие проблемы из-за войны в Украине. Даже с учетом высокой инфляции рост экономики очень хороший. Если по заполненным кафе и ресторанам судить как по индикатору, можно сказать, что экономическая активность не ухудшается.

    Действительно, кафе, базы отдыха на Алаколе и в Боровом, чартерные рейсы в Турцию заполнены под завязку. Деньги есть, хоть цены и высокие. Если вспомнить старушку из магазина налицо социальное неравенство, которое в Казахстане всегда было высоким.

    Экономист Арман Бейсембаев говорит, что деньги не то чтобы есть у людей, они есть в экономике. Причем в избытке, и виновато в этом правительство. Он убеждён, что правительство само разогнало цены вдобавок к мировой инфляции.

    “В Казахстане правительство довольно активно тратит средства, финансируя всё и вся, бесконтрольно печатая деньги, раскручивает кредитный механизм”, – объясняет ситуацию Бейсембаев.

    Экономист считает, что причина роста цен – дисбаланс спроса и предложения. Спрос подрос, а предложение за ним не поспевает. Результат этого разрыва — рост цен.

    Что нужно сделать правительству

    Бейсембаев считает, что надо переходить к ужесточению бюджетной и монетарной политики. А ещё рекомендует правительству нужно вернуть баланс между спросом и предложением. Первый вариант решения этой задачи — снизить спрос, приведя его в равновесие с предложением. Каким образом?

    “Отобрать у людей деньги. Звучит по-людоедски, но все же. Чтобы люди не тратили деньги на покупки, надо повышать стоимость кредитования, задушить его в принципе, изымать денежную массу из экономики. Меньше денег, значит меньше покупают, значит меньше спрос – вернемся к балансу. Второй вариант – наращивать предложение до уровня спроса. Увеличивать производство, развивать МСБ, добывать больше нефти, строить больше заводов”.

    Ситуация с дефицитом сахара – это яркий пример, когда спрос больше, чем предложение. Чтобы разрешить эту проблему, надо либо отобрать у людей деньги, чтобы перестали его покупать, либо резко увеличивать производство сахара, и через пару месяцев всё придет в норму.

    Экономист Мурат Темирханов тоже считает необходимым провести глубокую бюджетную реформу.

    “Нужно делать реальные рыночные реформы, а не их имитацию. И президент, и члены правительства уже много говорили об этих реформах, но едва случается что-то непредвиденное типа январских событий, то у нас раздают обещания народу всяких благ и вновь забывают, что нужно проводить разумную макроэкономическую политику и делать рыночные реформы. Такими реформами быстро инфляцию не исправишь, но в среднесрочной перспективе они обязательно приведут к успеху”.

    Получается, что рост цен в стране – результат неправильных действий правительства. Эксперты настаивают, что кардинально решить проблему помогут только реальные реформы, о которых пока только говорит президент Токаев. Правда, непонятно, кто и что мешает от слов перейти к делу. Как бы то ни было, видимо, пока нам придётся мириться с ростом цен и надеяться, что их непредсказуемость не приведёт к новому социальному взрыву.