По независимым подсчётам, до 100 тысяч граждан Узбекистана, перебравшись на заработки в РФ, бросили свои семьи — забыв об их существовании. Они завели вторых жен причем часто без официального развода с супругами на родине. Об этом рассказывает «Аргументы и факты»:
Шахзоде Миродовой (фамилия изменена — Авт.) из Бухарского вилойята (области) 26 лет, и у неё уже трое детей — две девочки и мальчик. Замужем была пять лет. Её муж Шавкат уехал на стройку в Екатеринбург и раз в год появлялся дома — сделать очередного ребёнка. Затем приезжать прекратил.
«Сначала просто пропал, — злится Шахзода. — Потом объявился, пишет мне в вотсапе — я назад не хочу, мне в России нравится». А вскоре гляжу — фоточки начал постить в соцсетях: с женщиной в свадебном платье, лет на пятнадцать его старше! Я ему пишу — ты в своём уме? Ты со мной ещё официально не развёлся! А он — “отстань, дура, я уже с русской”». Шахзода обратилась в милицию Узбекистана — те сделали запрос в Екатеринбург, но Шавката не нашли. Из соцсетей тот тоже удалился. «Похоже, получил гражданство РФ и сменил имя, — утирает слёзы Шахзода. — Я как идиотка себя чувствую. Денег на детей вообще не шлёт». Я спрашиваю, подаст ли она на развод. «Ой, не знаю, — машет рукой женщина. — Кому я нужна? Вдруг ещё вернётся».
По независимым подсчётам, до 100 тысяч граждан Узбекистана, перебравшись на заработки в РФ, бросили свои семьи — забыв об их существовании.
24-летняя Наргиза Султанова из-под Самарканда потеряла супруга совсем недавно — в прошлом году. «Дворником в Тюмени работает. Всё восхищался, рассказывал мне, какие у вас девушки свободные: в открытых платьях постоянно ходят, вино пьют. И через шесть месяцев заявляет — “Я себе хорошую женщину нашёл, у неё квартира есть. Давай разведёмся, с тобой скучно, ты в семейной жизни ничего не умеешь”. Я в бешенстве. Мои родители меня не поддержали — сама виновата, надо было мужа крепче держать. На что я теперь буду жить? Отец и мать небогаты, по узбекским традициям скорее я им должна помогать, а у меня детей двое. Пошла официанткой в чайхану — я же домохозяйка, образования у меня нет».
«Крик на всю улицу стоял»
Я удивляюсь — ведь в паспортах Узбекистана ставится пометка о заключении брака. Как же тогда гастарбайтеры становятся двоеженцами в России? Оказывается, есть целая система. «Человек якобы теряет паспорт, берёт в узбекском консульстве сертификат, временную справку, — объясняет aif.ru юрист Мирза Абдулходжаев. — С ней он может работать в России, его личность подтверждена. Затем без проблем заключает брак с гражданкой РФ и может претендовать на российские документы… получает паспорт России и никаких штампов о прошлом браке в Узбекистане там не появится». Случается, российские жёны узбекских гастарбайтеров узнают о наличии «первой семьи» и прилетают в Узбекистан разбираться. «Муж моей соседки — Каримбек, пять лет живёт в Петербурге, асфальт кладёт, — рассказывает домохозяйка Онахон Исламова (имя изменено — Авт.) из Андижана. Деньги исправно высылает. И вдруг на её пороге появляется женщина сорока лет, Людмила зовут. И с ходу скандалит — Каримбек мой муж, вы обязаны с ним развестись! Оказывается, они четыре года вместе живут в законном браке, о первой жене Люда случайно узнала. Крик на всю улицу стоял, до драки едва не дошло».
«Находят женщин постарше»
Ещё больше насчитывается «гражданских браков», без регистрации: человек перебирается из Узбекистана в Россию, крутит роман с новой дамой и прерывает связи с прежней семьёй. «Уважаемый, а что вы хотите? — спрашивает меня 55-летний торговец фруктами Гулям Мухаммедов — двое его сыновей работают в такси в Москве. — Молодой парень из дальнего кишлака приезжает в Москву и сходит с ума. Небоскрёбы, богатство, роскошные рестораны. Красивые женщины, доступный алкоголь. И главное — нет соседей, готовых осудить тебя за “неправильное поведение”. Без женского внимания многим тяжело. Вот и начинается… Нередко молодые узбеки находят себе в России женщин постарше, умеющих готовить и заботиться — ну, “мамочку”, вы понимаете. Увы, некоторые мужчины просты — кто рядом, того он и любит. Семья, дети где-то далеко, словно их и не существует. Живут на женском содержании, привыкают не работать. Сложно всё это. Обманывают русских девушек — я не слышал, чтобы кто-то признался, что у него в Узбекистане семья. Иногда совсем печально бывает. Сын моего соседа три года работал в Новосибирске, копил деньги на свадьбу. Невесту подобрали родители, из хорошей семьи. Женился, уехал обратно на стройку — и через месяц нашёл себе другую».
«Супруг берёт и исчезает»
Узбекские журналисты рассказали мне — в интернете есть форумы, где гастарбайтеры в России открыто ставят объявления о подборе себе пары. В этом случае заключается мусульманский брак в присутствии муллы — никах.
«Человек свободно заводит себе вторую жену, — объясняет aif.ru сотрудница юридической фирмы в Ташкенте Любовь Асланова. — На такую “регистрацию” иногда соглашаются российские девушки, выросшие в неблагополучных семьях. Они принимают ислам, думая — муж не будет пить, заниматься рукоприкладством, зарплату станет приносить домой. Какое-то время так и происходит, а затем новоявленный супруг берёт и исчезает. Ответственности он не несёт, ведь подобный брак не считается “настоящим” при отсутствии регистрации в ЗАГСе и в России, и в Узбекистане. Часто на никах соглашаются работающие в РФ женщины из Киргизии — и тоже остаются без копейки, с ребёнком на руках. Посоветовать тут можно только одно — следует тщательнее проверять данные о вашем будущем спутнике жизни».
«Наговорила, а сама трясусь»
Я так и не узнал точную цифру брошенных жён в Узбекистане. Опрошенные специалисты сходились лишь в одном — это десятки тысяч женщин. За прошлый год в стране было заключено 305 000 браков и произошло 40 000 разводов.
Правда, следует учесть — часто женщины не оформляют развод: для них это хоть какая-то гарантия, что семья экс-супруга поможет финансово. «В Таджикистане есть государственная спецпрограмма, где девушек устраивают на работу, помогают выжить, — вздыхает Шахзода Миродова. — У нас ничего нет. Твой мужчина счастлив с другой, а ты выпутывайся с детьми, как хочешь — алименты с него не взыщешь, он в чужом государстве. Женщины пытались бороться — собирались в группы, писали обращения в УФМС России, чтобы “изменщиков” депортировали обратно. Ответили — это невозможно, ведь документы у них в порядке. На то, что бросившие нас мужья нарушили законы и в России, и в Узбекистане — всем плевать. Я сейчас всего наговорила, а сама трясусь, лишь бы муж не прочитал». — «Почему?» — «А если у него в России не сложится, и он приедет обратно? Честное слово, я бы его простила».