Наместник Аркадага. Тайны «приличного» заместителя Гурбангулы Бердымухамедова

Автор -
652

    Уступив президентскую должность сыну, Гурбангулы Бердымухамедов утвердился в роли председателя Халк Маслахаты (верхней палаты парламента) Туркменистана. Но, как отмечают источники turkmen.news, эта структура оказалась сугубо декоративной. Вместо Бердымухамедова-старшего палатой управляет его заместитель Касымгулы Бабаев. Что это за человек и что он делает на высоком посту?

    Орган со сложной историей

    Халк Маслахаты (Народный совет) Туркменистана впервые был созван в 1992 году. Во времена первого президента Сапармурата Ниязова этому органу отводилась существенная роль в укреплении культа личности. Члены совета целовали главе государства руки, называли его посланником Всевышнего и уговаривали остаться на посту, когда он кокетливо рассуждал об уходе на пенсию.

    В 2008 году, через год после прихода к власти Бердымухамедова-старшего, Халк Маслахаты был упразднен. Вместо него создали Яшули Маслахаты (Совет старейшин), который не играл особой роли в жизни страны. Однако через десять лет, в 2018 году, Халк Маслахаты был возрожден под прежним названием. На первом же заседании совет одобрил решение об отмене коммунальных льгот, благодаря которым газ, вода и электричество в Туркменистане много лет оставались фактически бесплатными для населения. Наблюдатели ожидали, что это только начало, и в дальнейшем через Народный совет будут проводиться и другие непопулярные реформы. Но в итоге отмена льгот осталась единственным заметным решением возрожденного органа.

    А в 2020 году в Конституцию Туркменистана были внесены поправки, согласно которым в стране создавался новый двухпалатный парламент Милли Генгеш. Теперь Халк Маслахаты считается верхней палатой Милли Генгеша, а Меджлис (который до 1 января 2021 года был однопалатным парламентом) — нижней. Возглавил Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедов. На тот момент он являлся действующим президентом, и Конституция напрямую запрещала ему не только возглавлять палату парламента, но и вообще быть его членом. Но в туркменских реалиях на такую «мелочь» не обратили внимания, тем более назревало куда более важное событие: высказывались предположения, что Бердымухамедов в итоге сохранит за собой только парламентскую должность, а пост президента передаст сыну Сердару.

    Этот прогноз сбылся. В марте 2022 года Сердар Бердымухамедов был объявлен победителем президентских выборов. Его отец сохраняет за собой довольно значимую роль в официальной повестке, только вот не в качестве главы Халк Маслахаты. Государственные СМИ активно освещают командировки Бердымухамедова-старшего, его выступления на различных мероприятиях, издание очередной его книги, но только не парламентскую деятельность. Да и называют его чаще не главой Халк Маслахаты, а Аркадагом (Покровителем) — этот индивидуальный титул был присвоен ему еще во времена президентства.

    Всесильный заместитель

    1 апреля 2022 года Бердымухамедов-старший отправился в отпуск, официально возложив обязанности по руководству Халк Маслахаты на своего заместителя Касымгулы Бабаева. Однако источники turkmen.news сообщают, что в реальности Бабаев исполняет обязанности председателя не только в апреле, но и вообще всегда. Исполняет из рук вон плохо.

    «За весь период с 2021 года Халк Маслахаты не разработал ни одного закона, — заявил источник. — Вся деятельность 80 членов совета сводится к простому «поднятию рук» за законы, принятые Меджлисом. То есть бюджетные деньги тратятся на содержание громадной команды бездельников».

    Зато, как сообщается, Бабаев не стесняется пользоваться своим положением для решения личных проблем. Если ему что-то нужно, он, даже не спрашивая разрешения, говорит, что его требования должны быть выполнены «по распоряжению Гурбангулы Бердымухамедова». И это сходит ему с рук.

    Что именно ему нужно? То же, что и всем туркменским чиновникам. В частности, Бабаев активно берет взятки за трудоустройство в аппарат Халк Маслахаты. Без его протекции даже уборщица не может туда попасть. Кроме того, он пристроил всех своих детей на «теплые» места. Младший сын Гулмырат учится в престижной ашхабадской гимназии №27. Недавно в туркменских школах проводилась «чистка»: из престижных учебных заведений выгоняли тех, кто попал туда не по месту жительства, а «по блату». Но Гулмырата это не коснулось. А старший сын Бабаева, Гурбанмухаммет, сразу после окончания Туркменского госуниверситета был принят в тот же вуз на должность преподавателя истории.

    «Везде в мире невероятно трудно стать преподавателем вуза, а тут запросто взяли вчерашнего студента, — возмущается источник. — Естественно, никто не проверяет качество его лекций. Часы он сам себе выбирает и вообще сам себе хозяин, попробуй тронь его. А потом мы жалуемся на качество знаний выпускников!».

    Старшая дочь Бабаева, Бахар, трудится специалистом расчетных операций в отделении банка «Сенагат» в Ахалском велаяте. Младшая же, Дженнет, проходит практику в отделе государственной регистрации недвижимого имущества и связанных с ним сделок. Обе они окончили престижный Международный университет гуманитарных наук и развития, который когда-то считался самым либеральным вузом в Туркменистане. Впрочем, о дочерях разговор особый…

    «Приличия» — не для семьи

    Источники отмечают, что Бабаев регулярно выступает на собраниях, где напоминает женщинам о необходимости «соблюдать приличия», то есть носить исключительно туркменские национальные платья и стараться сохранять семью, несмотря ни на что.

    Особенно не повезло тем, кто работает непосредственно под началом Бабаева. Замглавы Халк Маслахаты является приверженцем самого строгого варианта национального дресс-кода. Он требует, чтобы женщины носили под платьем балаки (исподние штаны) и чтобы даже незамужние девушки покрывали головы платками. Такой костюм, мягко говоря, не добавляет комфорта в 40-градусную жару.

    При этом Бахар и Дженнет, по свидетельству источников, беспрепятственно носят джинсы и футболки, активно пользуются косметикой… Более того: Бахар находится в разводе.

    «Я не говорю, что это плохо, в жизни бывает всякое, — отмечает источник. — Но зачем ее отец тогда кричит на каждом углу, что женщина должна все терпеть и сохранять семью любой ценой?»

    После вступления Сердара Бердымухамедова в должность главы государства в Туркменистане ужесточился контроль над внешностью женщин. При этом стоит отметить, что жена Сердара, его мать, тетки и другие представительницы президентского клана, как правило, все-таки появляются на публике в тех же туркменских национальных платьях, ношения которых требуют от других. То есть в данном случае родные Бабаева оказались «смелее» семьи президента.

    Скажи мне, кто твой сосед…

    Но почему Касымгулы Бабаев пользуется такой свободой? Как он смог занять столь выгодную позицию?

    Наши источники называют его очень давним соратником Гурбангулы Бердымухамедова. Правда, детали об обстоятельствах их знакомства неизвестны. Они не являются земляками. Да, оба родились в Ахалском велаяте, но совсем в разных его частях. В 1989 году Бабаев окончил Институт народного хозяйства и получил диплом экономиста, а Бердымухамедов-старший, напомним, в 1979 году окончил стоматологический факультет Туркменского государственного медицинского института. То есть однокашниками они также не были.

    Так или иначе, но до прихода Бердымухамедова к власти Бабаев скромно занимался преподавательской деятельностью. В 2004 году он был избран депутатом Меджлиса, но до поры ничем там особо не выделялся. А вот в 2007 году его карьера резко пошла в гору. Он был назначен заместителем председателя Меджлиса. В 2013 году перешел на пост главы правящей Демократической партии Туркменистана, который занимал до 2018 года. Потом он вновь стал заместителем председателя Меджлиса, а в апреле 2021 года Бердымухамедов своим личным указом перевел его на пост замглавы Халк Маслахаты.

    Источники утверждают, что Бабаев находится в дружеских отношениях с известным туркменским дипломатом — послом Туркменистана в США Мередом Оразовым. Более того, соседом Бабаева в ашхабадском доме является не кто иной, как Александр Жадан, — «серый кардинал» туркменской политики еще с ниязовских времен. Оба они проживают в доме 130 по проспекту Туркменбаши (Бабаев в квартире №15, Жадан — в №3).

    В общем, Гурбангулы Бердымухамедов — явно не единственный влиятельный покровитель Бабаева. А связи в Туркменистане решают все.