Учредители общественного фонда по возврату незаконно выведенных из Казахстана активов Elge Qaitaru — политик Булат Абилов и финансист Оразалы Ержанов рассказали на специально созванной в среду в Алматы пресс-конференции о первых шагах работы фонда, созданного месяц назад. Об этом пишет respublika.kz.media.
Как выяснилось, сотрудники фонда предоставили госорганам вагон и маленькую тележку фактов, требующих, на их взгляд, незамедлительной проверки на предмет законности.
Речь идет о сделках по купле-продаже ценных бумаг ряда компаний, где фигурирует средний зять первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Тимур Кулибаев, один из богатейших бизнесменов Казахстана по версии Forbes Kazakhstan.
То, что именно родственник первого президента стал объектом пристального внимания, по словам Булата Абилова, неудивительно: ведь именно приближенные к Назарабаеву люди в бытность его президентом стали самыми «талантливыми» предпринимателями, и Кулибаев – один из них.
«В частности, у нас вызывает сомнение законность сделки 2003 года – продажа блокирующего пакета (25,12%) акций «СNPC – Актобемунайгаз» по заниженной цене. В результате этой сделки доверенное лицо Кулибаева Арвинд Тику присвоил 165,9 млн. долларов», — сказал в ходе пресс-конференции Оразалы Ержанов.
Также он перечислил еще ряд сомнительны сделок, где бенифициаром так или иначе становился Тимур Кулибаев.
Так, в 2009 году в ходе покупки «Казмунайгазом» 100% акций компании «Мангистаумунайгаз» бюджет Казахстана потерял 1,8 млрд долларов. Неплательщиком является компания Central Asia Petrolium Ltd, в числе владельцев которой «стальной король» Лакшми Миттал и Тимур Кулибаев.
В 2011 году «Казмунайгаз» приобрел 100% доли участия в уставном капитале ТОО «Актаунефтесервис», и конечным бенефициаром сделки на тот момент являлся председатель правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» Тимур Кулибаев.
Из последних команда Абилова-Ержанова назвала сделку по покупке британской офшорной компанией Harad Operation UK Limited, бенефициаром которой называется опять-таки Кулибаев, 50% акций дочерней компании «Казахстан Темир Жолы» — «Камкор Менеджмент».
Оразалы Ержанов еще раз подчеркнул, что вся информация была получена ими из открытых источников.
«Когда я учился на юрфаке, наш преподаватель говорил нам, что прокурор в рабочее время не просто может, а обязан читать газеты. Сегодня интернет просто переполнен фактами о возможных фактах коррупции. Но проведенный нами анализ позволяет сделать два вывода. Первый: уполномоченные органы, обязанные реагировать на подобные сообщения, зря получают свою зарплату. Второй: поскольку фамилии часто одни и те же, в Казахстане появилась каста неприкасаемых», — поделился своими наблюдениями Ержанов.
Озвученная на пресс-конференции информация направлена в Генпрокуратуру, МВД, Антикоррупционную службу и Агентство по финансовому мониторингу. Будет ли ответ – покажет время. В эффективность работы Межведомственной комиссии по вопросам противодействия незаконной концентрации экономических ресурсов (создана указом президента РК 5 июня 2022 года) в фонде Elge Qaitaru не верят – мол, достаточно лишь взглянуть на ее состав.
«Руководителем рабочего органа этой комиссии в составе Генпрокуратуры РК назначен заместитель генпрокурора Улан Байжанов, который известен нам как многолетний член «команды» Кулибаева. Поэтому мы просим президента отстранить Байжанова от руководства и принять другие меры, исключающие возможность злоупотреблений. Для большей объективности в состав комиссии должны войти не только чиновники, но и представители гражданского сектора и СМИ», — считает Булат Абилов.
Даже возврат в казну по результатам работы комиссии 230 млрд тенге не убеждает учредителей Elge Qaitaru, что работа поставлена должным образом.
«Сейчас это больше похоже на пиар-кампанию. При политической воле главы государства этот процесс можно ускорить и вернуть за несколько месяцев десятки миллиардов долларов в страну. Пока она отсутствует. И в искренность, компетентность и готовность этой комиссии работать принципиально, в соответствии с законом лично я не верю», — заявил Абилов.
В свою очередь Оразалы Ержанов усомнился в правильности выбранного комиссией метода возврата активов:
«Да работа есть, что-то оформляется в качестве дара, но я считаю этот подход неверным. Завтра это даритель скажет, что ему угрожали, и он вынужден был подарить. Должен работать закон: суд и, если вина доказана, приговор с конфискацией имущества».
Напомним, о том, что 230 млрд тенге из числа незаконно выведенных средств, якобы вернувшиеся в доход государства, о чем госкомиссия отчитались 18 июля, приписывают племяннику Назарбаева Кайрату Сатыбалды и бывшему свату Дариги Назарбаевой Кайрату Боранбаеву. Сегодня оба находятся под следствием, их подозревают в злоупотреблении полномочиями и хищении в особо крупном размере. В комиссии утверждают, что никакого давления на них не оказывалось, и выведенные деньги они вернули добровольно.
Несмотря на критику госорганов, фонд готов сотрудничать с госорганами — для налаживания контактов все средства хороши, даже неформальные.
«Председатель комиссии – генеральный прокурор – мой однокурсник. И я ему написал, что мы готовы безвозмездно работать, вижу, что он прочитал, но боится как-то реагировать. Если комиссия захочет, мы открыты, так как понимаем, что у них возможности доступа к тем или иным документам гораздо шире», — резюмировал Оразалы Ержанов.