В Дашогузском велаяте Туркменистана наблюдается настоящее нашествие шакалов, зайцев и фазанов. Дело в том, что несколько лет назад гражданам страны фактически запретили владеть охотничьими ружьями, хотя официально об этом не объявлялось. Об этом сообщает turkmen.news.
«Никаких официальных документов о запрете охоты не было, — поясняет источник. — Но после прихода к власти Гурбангулы Бердымухамедова, полицейские начали обходить дома тех, кто владел зарегистрированными охотничьими ружьями, и без объяснения причин стали их изымать».
Повезло тем, кто владел ружьями нелегально. О том, что у них есть оружие, в полиции не знали, а значит, и отнимать его не приходили. Сейчас те, кому все-таки удалось сохранить ружья, охотятся очень осторожно, уезжая далеко в пустыню. Гильзы, порох и свинцовую дробь раньше получали в обществе охотников и рыболовов, а теперь можно лишь нелегально приобрести самодельную дробь (сечме) и порох, которым незаконно торгуют военные.
«Такие охотники, которые боятся, как бы их выстрелы не услышали в населенных пунктах, не могут влиять на численность животных, — говорит житель Дашогузского велаята. — Сейчас вокруг наших сел десятками бегают шакалы, зайцы и фазаны. Многие люди почти голодают, они месяцами не видят мяса, но добыть дичь не могут».
«Лучшая дыня достается шакалу», — такая поговорка бытует среди туркменских дехкан. Некоторые из них нелегально организуют бахчи на полях, которые государство выдает им в аренду строго для посадки хлопка либо пшеницы. Неподалеку от дороги, по которой могут проехать проверяющие, сеют одобренные государством культуры. А вот в глубине поля порой можно увидеть дыни или арбузы. Дехкане выбирают именно эти культуры, потому что они стелются по земле и как бы «прячутся» от проверяющих.
«Дехканин приходит на бахчу и видит, что одна дыня почти созрела, она выглядит самой крупной и сладкой, — рассказывает источник. — Он решает, что завтра снимет ее и продаст или съест вместе со своей семьей. Но когда он приходит на следующий день, то видит, что половину дыни сгрыз шакал. Такое теперь случается повсеместно».
Шакалы и лисицы нападают и на домашнюю птицу: индюков, гусей и уток.
Не имея ружей, жители велаята заводят собак. Но далеко не каждая собака может справиться с шакалом. Максимум, на что способно большинство из них, — это лаем предупредить хозяина. Но что может сделать с шакалом безоружный человек? К счастью, и сам шакал тоже не может причинить вред взрослому человеку. А вот для детей эти животные могут быть опасны. В июле в Дагестане шакал растерзал семилетнего мальчика.
Любопытно, что на сайте Министерства юстиции отсутствует закон «Об оружии» от 2009 года, хотя в целом на портале собраны практически все нормативные акты Туркменистана. При этом закон, судя по сторонним источникам, формально считается действующим. В последние несколько лет его регулярно подправляли, в основном изменяя названия переименованных ведомств.
Согласно статье 14 данного закона, «право на приобретение, хранение и ношение гражданского оружия имеют граждане Туркменистана, достигшие 18-летнего возраста, после получения разрешения на приобретение оружия в органах Министерства внутренних дел Туркменистана по месту жительства». Эту статью никто не отменял, про нее просто предпочли забыть по чьему-то негласному приказу, как это часто бывает в Туркменистане.