Узбекистан и Швейцария 16 августа в Берне подписали соглашение «О способах возврата на благо населения Республики Узбекистан незаконно приобретенных активов, конфискованных на территории Швейцарской Конфедерации».
Как сообщила пресс-служба министерства юстиции Узбекистана, от имени Узбекистана соглашение подписал министр юстиции Русланбек Давлетов, от имени Швейцарии — президент этой страны Иньяцио Кассис.
«Подписание соглашения знаменует собой немедленный возврат Швейцарией 131 миллиона долларов народу Узбекистана, ранее незаконно приобретенных организованной преступной группой, возглавляемой Гульнарой Каримовой и легализованных на территории Швейцарии», — говорится в сообщении.
В соответствии с соглашением, ключевыми принципами возврата незаконно приобретенных активов являются:
- открытость и прозрачность, открытая публикация информации, касающейся реституции, для общественности;
- участие гражданского общества в данном процессе;
- конечное использование возвращенных средств в социальную сферу, в частности на образование и здравоохранение;
- поддержание постоянного, плодотворного и уважительного диалога по вопросам реституции между Узбекистаном и Швейцарией.
В сообщении подчеркивается, что реституция будет проводиться через Многопартнерский трастовый фонд Uzbekistan Vision 2030, находящийся в системе Многопартнёрских трастовых фондов ООН.
В прошлом месяце апелляционная палата Федерального уголовного суда Швейцарии частично удовлетворила жалобу адвокатов Гульнары Каримовой по обвинению в коррупции. Сообщалось, что это судебное решение может помочь ей вернуть 293 миллиона франков (303 миллиона долларов) из замороженных средств.
Ранее правозащитники заявили о нехватке прозрачности в деле возврата денег Гульнары Каримовой в Узбекистан и призвали власти Узбекистана тесно сотрудничать с гражданским обществом в процессе возвращения денег дочери бывшего президента. В своем отчете правозащитники отмечают, что за последние несколько лет в Узбекистане сформировалась законодательная база, способствующая борьбе с коррупцией и проведению реформ, «тем не менее, в государственных органах наблюдается кумовство, политическое вмешательство в деятельность ключевых структур и безнаказанность за коррупционные преступления».
Старшая дочь ныне покойного первого президента Узбекистана Гульнара Каримова в 2015 году была приговорена к пяти годам ограничения свободы, а затем переведена в колонию в 2019 году. В марте 2020 года ее осудили еще на 13 лет 4 месяца «по фактам хищения государственных средств и заключения сделок вопреки интересам Узбекистана, а также завладения путем вымогательства чужим имуществом в особо крупных размерах».