США не против того, чтобы Вооруженные силы Украины (ВСУ) использовали американское оружие для нанесения ударов по Крыму, если Киев сочтет их необходимыми, сообщил изданию Politico высокопоставленный представитель американской администрации.
«Конечно, мы не выбираем цели, и все, что мы предоставили, предназначено для целей самообороны. Любая цель, которую они решат преследовать на суверенной украинской земле, по определению является самообороной», — сказал чиновник. На уточняющий вопрос, рассматривает ли Вашингтон полуостров как суверенную украинскую территорию, он подчеркнул, что «Крым — это Украина». В свою очередь украинский чиновник сообщил Politico, что сигнал поддержки дошел до Киева, передает DW.
Что ещё происходит?
Британская газета Times публикует аналитическую заметку своего научного редактора о возможности полномасштабной атомной катастрофы в результате обстрелов Запорожской атомной электростанции. Журналист делает вывод, что обе стороны, вероятно, преувеличивают такую угрозу, однако ситуация на АЭС все равно вызывает опасения.
Запорожская атомная электростанция находится под контролем российской армии и периодически подвергается обстрелам. Украина обвиняет Россию в использовании АЭС в качестве военной базы и заявляет, что армия РФ стреляет по станции, чтобы спровоцировать инциденты и добиться ее отключения от украинской энергосистемы. В четверг работники ЗАЭС опубликовали обращение, в котором возложили ответственность за обстрелы на Россию и предупредили об опасности катастрофы.
В Москве в свою очередь обвиняют в обстрелах Вооруженные силы Украины.
В связи с ситуацией на Запорожской АЭС Times пишет (требуется подписка) что «атомные электростанции построены как крепости». «Именно из-за того, что последствия ядерных инцидентов настолько серьезны, их железобетонные стены должны выдержать, если в них врежется самолет или нечто более серьезное, — сказано в публикации. – Поэтому после появления сообщений об обстрелах вокруг Запорожской АЭС ядерные эксперты паниковать не стали».
Однако обстрелы продолжаются, и есть сведения об ущербе, нанесенном аварийным генераторам, которые предназначены для охлаждения, — продолжает издание. Кроме того, появляются данные, что Россия разместила в одном из турбинных залов грузовики с боеприпасами и другую технику, напоминают журналисты.
«Ситуация плоха, но не настолько, как они пытаются представить, — цитирует Times Марка Венмана, эксперта из Центра ядерных материалов лондонского Имперского колледжа. – Думаю, и россияне и украинцы многое преувеличивают, добиваясь своих собственных целей».
Как сказано в публикации, самая большая опасность состоит в возможности отказа систем охлаждения и расплавления реактора. Именно это произошло во время двух крупнейших аварий на АЭС в прошлом: на американской станции Три-Майл-Айленд в 1979 году и в 1986-м — в Чернобыле.
Однако эти примеры как раз объясняют, почему Венман не слишком верит в российские утверждения об опасности образования радиоактивных облаков. Так же как относительно современная Запорожская АЭС, станция Три-Майл-Айленд была оборудована бетонным саркофагом вокруг реактора. В результате, по словам эксперта, «наружу не попало ничего, кроме радиоактивных газов».
В Чернобыле такого саркофага не было, объясняет собеседник Times, поэтому после взрыва в энергоблоке полностью разрушилась крыша, и радиоактивные частицы в течение многих недель загрязняли атмосферу.
«На ЗАЭС все еще работают украинские инженеры. После вторжения некоторые реакторы были заглушены. Другие работают на меньшей мощности, то есть их будет проще и быстрее взять под контроль в случае, если что-то пойдет не так, — заключает автор публикации. – Но остаются опасения, что даже самых лучших защитных механизмов окажется недостаточно. Кроме того, сохраняется возможность инцидентов, масштаб которых будет меньше Чернобыля, но они все равно приведут к катастрофе на местном уровне»