Риск возникновения массовых беспорядков в 101 стране мира растет в третьем квартале 2022 года. Об этом в пятницу сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на имеющийся в его распоряжении доклад британской консалтинговой компании Verisk Maplecroft.
Согласно выводам экспертов, из 198 стран в 101 зафиксировано увеличение рисков возникновения общественных волнений, что является самым большим квартальным ростом с момента начала соответствующих подсчетов в 2016 году. В то же время в 42 государствах риск снизился.
Как отмечает Bloomberg, предпосылки для беспорядков растут в странах Европейского союза на фоне повышения цен на энергоносители. В развивающихся странах общественное недовольство объясняется подорожанием продуктов питания и опасениями по поводу глобального продовольственного кризиса. Также подчеркивается, что в ближайшие месяцы риски будут расти.
Ожидается, что осенний и зимний периоды в странах Европы усугубят энергетический кризис и повысят стоимость жизни. Засухи и нехватка воды во многих странах мира приведут к росту цен на продовольствие, что может вызвать локальные протесты в наиболее пострадавших районах.
Выдержки из доклада:
Мир сталкивается с беспрецедентным ростом гражданских беспорядков, поскольку правительства всех мастей борются с влиянием инфляции на цены на основные продукты питания и энергию, согласно последнему выпуску нашего Индекса гражданских беспорядков (CUI).
Данные за семь лет показывают, что в последнем квартале больше стран стали свидетелями увеличения рисков, связанных с гражданскими беспорядками, чем когда-либо с момента публикации индекса. Из 198 стран в 101 произошло увеличение риска по сравнению с 42 странами, где риск снизился.
Воздействие очевидно во всем мире: недовольство населения ростом стоимости жизни проявляется на улицах как развитых, так и развивающихся рынков, простирающихся от ЕС, Шри-Ланки и Перу до Кении, Эквадора и Ирана.
По мере того, как во все большем числе стран создаются условия для гражданских беспорядков, острота и частота протестов и профсоюзной активности в ближайшие месяцы еще больше увеличатся.
Социально-экономические риски быстро растут
Хотя в первой половине 2022 года было несколько громких и масштабных протестов, худшее, несомненно, еще впереди. В декабре 2020 года мы предупредили о новой эре гражданских беспорядков , прогнозируя, что к августу 2022 года риск гражданских беспорядков возрастет в 75 странах. Реальность оказалась намного хуже: с тех пор в 120 странах наблюдается рост риска.
Поскольку более чем в 80% стран мира инфляция превышает 6%, социально-экономические риски достигают критического уровня. Почти половина всех стран, включенных в CUI, в настоящее время отнесены к категории стран с высоким или экстремальным риском, и ожидается, что в течение следующих шести месяцев во многих штатах произойдет дальнейшее ухудшение ситуации.
На Рисунке 2 показаны страны, в которых риск гражданских беспорядков, по прогнозам, ухудшится в течение следующего полугодия. Алжир выделяется самым большим прогнозируемым ухудшением после того, как глобальная тенденция была нарушена в выпуске CUI за 3 квартал 2022 года. Высокие доходы от углеводородов облегчили отсрочку непопулярных мер жесткой экономии, но растущая инфляция и более частые и интенсивные засухи начнут давать о себе знать в ближайшие месяцы.
Европа также выделяется негативно, в значительной степени из-за последствий российского вторжения в Украину. Босния и Герцеговина, Швейцария, Нидерланды, Германия и Украина входят в число государств с наибольшим прогнозируемым увеличением риска.
Растущее число правительств будет бороться с растущим народным недовольством
В ближайшие месяцы правительства всего мира получат ответ на животрепещущий вопрос: трансформируются ли протесты, вызванные социально-экономическим давлением, в более широкие и разрушительные антиправительственные акции?
Квартальная динамика нашего индекса государственной стабильности (GSI) является отрицательной. В выпуске индекса за 3 кв. 2022 г. в 42 странах наблюдался повышенный риск по сравнению с 27 странами, где риск снизился. Хотя негативная тенденция менее заметна, чем в случае с гражданскими беспорядками, рост цен на продовольствие и энергоносители затруднит правительствам борьбу с народным недовольством.
Неудивительно, что Шри-Ланка испытала наибольшее снижение стабильности правительства, поскольку протесты, вызванные ухудшением социально-экономических условий, вынудили в июле уйти в отставку президента Готабая Раджапакса.
Как мы подчеркивали в мае , страны со средним уровнем дохода, которые были достаточно богаты, чтобы предложить социальную защиту во время пандемии COVID-19, но изо всех сил пытаются поддерживать высокий уровень социальных расходов в 2022 году, вероятно, столкнутся с самым высоким риском. Поэтому неудивительно, что восемь из 10 крупнейших прогнозируемых повышений риска по GSI попадают в эту категорию: Боливия, Египет, Филиппины, Суринам, Сербия, Грузия, Зимбабве и Босния и Герцеговина.
Для правительств, которые не в состоянии выйти из кризиса, репрессии, вероятно, станут основным ответом на антиправительственные протесты. Население Ирана, наряду с несколькими другими государствами Ближнего Востока, особенно подвержено потенциальным насильственным действиям со стороны служб безопасности. То, что первоначально началось как протесты, вызванные социально-экономическими и экологическими проблемами в Иране, например, превратилось в протесты против политической системы, на которые Тегеран традиционно реагировал жесткими мерами. Несмотря на продолжающиеся спорадические протесты, стабильность правительства в Иране остается под угрозой из-за значительных репрессивных возможностей государства.
Но подавление сопряжено с определенными рисками, поскольку у недовольного населения остается меньше механизмов для выражения своего несогласия во времена растущего недовольства существующим положением вещей. В странах, где мало эффективных механизмов для направления народного недовольства, таких как свободные СМИ, функционирующие профсоюзы и независимые суды, порог выхода населения на улицы, скорее всего, снизится.
Показательным примером является свобода слова в Турции, с недавними попытками правительства ввести уголовную ответственность за независимые экономические данные, которые не одобрены государством. Однако это далеко не единичный случай, о чем свидетельствует отрицательная динамика нашего Индекса свободы мнений и их выражения за последние два года (см. рис. 3). За этот период в 66 странах ужесточились ограничения свободы слова. Примечательно, что на Чили и Шри-Ланку, которые в этом году были потрясены крупномасштабными гражданскими беспорядками, приходится самый большой рост риска по этой проблеме.
Больше недостатков, чем достоинств
Только существенное снижение мировых цен на продукты питания и энергоносители может остановить негативную глобальную тенденцию риска гражданских беспорядков. Опасения рецессии нарастают, и ожидается, что в 2023 году инфляция будет хуже, чем в 2022 году.
Погода будет еще одним важным фактором. Холодная осень и зима в Европе усугубят и без того серьезный энергетический кризис и кризис стоимости жизни. Точно так же усиление засух и нехватки воды во всем мире ухудшит и без того высокие цены на продовольствие и спровоцирует локальные протесты в пострадавших районах.
Наиболее взрывоопасные гражданские беспорядки, вероятно, произойдут там, где возможности для инакомыслия сужаются и где возможности защиты населения от роста стоимости жизни ограничены. Важно отметить, что именно здесь инвесторы, скорее всего, первыми поторопятся выйти, оставив наиболее уязвимые правительства еще менее подготовленными для принятия мер по снижению риска гражданских беспорядков.
Хотя социально-экономическое давление уже вызвало протесты по всему миру, следующие шесть месяцев, вероятно, будут еще более разрушительными.