На заре Вселенной найдена группа галактик: одна из них медленно умирает

Группа состоит из десяти галактик, которые находятся на расстоянии 12 млрд световых лет. Результаты приняты к публикации в журнале Astronomy & Astrophysics.

Разрабатывая и тестируя астрономическое программное обеспечение, а также используя существующие данные, студент-магистр случайно обнаружил группу галактик в очень ранней Вселенной. Открытие не только показывает потенциал специального ПО. Это дает представление о том, как некоторые галактики перестают образовывать звезды.

Как и большинство людей, галактики не любят путешествовать по космосу в одиночку. Вместо этого они, как правило, собираются в небольшие группы или гигантские кластеры, которые находятся в массивных скоплениях темной материи.

При разработке нового ПО для автоматического обнаружения галактических скоплений Николай Силлассен, студент магистратуры Технического университета Дании и сотрудник Центра изучения космической зари (DAWN), обнаружил удивительную группу галактик.

Группа HPC1001. Желтые контуры показывают излучение радиоволн звездной пылью, смешанной с газом между звездами.
Фото: Н. Силассен

Ее назвали HPC1001, она состоит из десяти галактик, которые можно увидеть на расстоянии 12 млрд световых лет. Группа появилась когда Вселенной было всего 1,7 млрд лет.

Примечательно, что группы галактик на столь раннем этапе истории Вселенной очень редки. Пока найдено всего несколько из них. HPC1001 — одна из самых далеких групп, также это — самый компактный галактический кластер, когда-либо идентифицированный во Вселенной.

Кроме того, что самая массивная из галактик в этой структуре «умирает» — ее активность звездообразования снижается. Это важный показатель эволюции массивных структур.