Российские чиновники разных уровней еще совсем недавно много и с энтузиазмом вещали о всяческой поддержке параллельного импорта. В том числе и автомобилей. А на деле власти строят все больше препон для насыщения отечественного авторынка новыми легковушками. Об этом пишет портал «АвтоВзгляд» (ниже текст публикации без изменений):
Нынешние дикие цены на машины в России принято списывать на почти полное прекращение их импорта европейскими, японскими и корейскими производителями. А также на заморозку ими работы своих сборочных предприятий на нашей территории. Старые запасы на складах автодилеров, тоненький ручеек поставок от нескольких китайских автомобильных марок, да попытки АВТОВАЗа и УАЗа выпустить хоть что-то в условиях жесткого дефицита комплектующих — вот и все, что есть в распоряжении отечественного потребителя. Машин мало, они дорогие, несмотря на крепкий как кукурузный початок рубль.
Но у нас же есть параллельный импорт, возразит продвинутый читатель: из Казахстана машины корейских и китайских марок везут автовозами, рынок вот-вот насытится! На первый взгляд все так: там эти машины, в пересчете на рубли, стоят дешевле, чем в России (да и с выбором комплектаций проблем нет). Поэтому даже с учетом «накруток» посредников и накладных расходов «казахские» машины интереснее точно таких же авто, стоящих в салонах российских автодилеров.
Но буквально на днях СМИ облетела новость о том, что Казахстан перевел всю свою торговлю с Россией под контроль США. Обтекаемо-дипломатичным языком случившееся описал министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди.
– У нас создана правительственная рабочая группа по недопущению негативного влияния антироссийских санкций на нашу экономику, в том числе по недопущению вторичных санкций, — сообщил г-н Тлеуберди.
У человека неосведомленного может возникнуть впечатление, что, мол, все: теперь о параллельном импорте в Россию машин из Казахстана можно позабыть. На самом дел это не так. На самом деле — все еще хуже! Сама российская власть всячески тормозит ввоз в Россию «казахских» авто, в том числе и руками нашей доблестной таможни!
— По крайней мере на данный момент, со стороны казахских властей вообще нет никаких проблем в смысле приобретения и вывоза партий машин в Россию. Все препоны — на стороне нашей таможни. Например, несколько месяцев назад на оформление автовоза с партией легковушек из Казахстана российским стражам экономический границы требовалось максимум три дня. А теперь на эту же операцию у них уходит, в среднем, три недели, — сообщил порталу «АвтоВзгляд» основатель онлайн аукциона новых автомобилей Carclick.ru Сергей Пиголкин.
По его словам, в последнее время при импорте машин из Казахстана подтверждение уплаты утильсбора «привязывается» в российских базах данных к VIN-номеру импортируемого автомобиля с огромными сложностями. И чуть ли ни каждую неделю вводятся все новые бюрократические условия, усложняющие процедуру ввоза.
Чиновники России почему-то не могут пойти на признание казахских одобрений типа транспортного средства (ОТТС), несмотря на общий техрегламент Таможенного союза. Поэтому оформлять ввоз партий машин из Казахстана в РФ приходится не от имени компании-импортера, а «на физлицо». Работники таможенных постов на казахско-российской границе прекрасно об этом осведомлены. Но почему-то каждый раз требуют «физиков»-импортеров писать какие-то объяснительные на тему: зачем и куда везешь сразу целый автовоз легковушек… Словно первый раз в жизни сталкиваются с таким явлением природы.
И вот самый свежий пример закручивания бюрократических гаек: теперь к таможенному осмотру требуется представлять каждый(!) автомобиль из партии, ввозимой на автовозе из Казахстана в Россию. Сложно объяснить смысл этой чудной «новеллы» иначе как стремлением еще сильнее затруднить параллельный ввоз на наш рынок автомобилей из дружественной (по крайней мере — пока) страны.
Если ситуация в этой сфере будет и дальше развиваться по такому сценарию, то на западные санкции можно будет вообще перестать обращать внимание: отечественная таможня гораздо надежней перекроет импорт автомобилей в страну, — пока широкая российская автообщественность ни о чем не подозревает. На радость империалистам, как говорится.