Портал Eurasianet 17 сентября опубликовал статью, где сообщается о видеозаписях, не подтверждающих заявления властей Таджикистана по поводу вооруженных столкновений в приграничье Кыргызстана.
В частности, авторы публикации отмечают, что «с характерной избирательностью правительство Таджикистана распространило свою версию событий о боях на границе с Кыргызстаном, в которых погибли десятки человек». При этом подчеркивается, что «многолетние репрессии, направленные на подавление свободной прессы в стране, сильно ограничили ее способность свободно и честно освещать события».
В статье также приводятся сообщения спецслужбы соседней страны, которые, по оценке издания, в основном обвиняли силы Кыргызстана «в нарушении соглашений о прекращении огня и нападениях на мирных жителей». «Но определенная скудная информация о происходящем на местах стала просачиваться благодаря многочисленным видеозаписям, публикуемым в социальных сетях.», − пишет Eurasianet.
В материале сказано, что «большая их часть, похоже, была снята самими таджиками, и, по всей видимости, подтверждает заявления Кыргызстана о том, что таджикские вооруженные группы, действительно, занимались захватом территории, а не защищали свою землю». Об этом пишет eurasianet.org, чью публикацию перевел Азаттык.
Днем 16 сентября Государственный комитет национальной безопасности Кыргызстана, также известный как ГКНБ, заявил, что таджикские солдаты заняли здание школы в селе Достук, которое находится на территории Кыргызстана.
На кадрах, опубликованных в сети, которые Eurasianet не может проверить независимо, видно, что именно это и происходит. На крыше здания школы можно увидеть таджикского солдата, который радостно машет кулаками в воздухе. На флагштоке на крыше водрузили таджикский триколор. Слышно, как кто-то, стоящий рядом со снимавшим сцену, говорит: «На кыргызской школе таджикский флаг. Давай, Таджикистан!»
Еще одно видео может служить подтверждением еще одного серьезного заявления Кыргызстана.
15 сентября глава ГКНБ Кыргызстана Камчыбек Ташиев сообщил журналистам, что накануне к штурму кыргызских пограничных застав причастны бородатые мужчины в черной одежде . Предположение, по-видимому, заключалось в том, что таджикскими наступательными действиями руководили лица, не связанные с вооруженными силами.
«Это происходит впервые, и это вызывает беспокойство», — сказал Ташиев .
На 10-секундном видео, распространенном в социальных сетях около 16 сентября, показаны группы таджикских мужчин, которые точно соответствуют описанию Ташиева. Несколько человек, некоторые в черных футболках, другие в камуфляже, проверяют свои автоматические винтовки. Слышно, как снимающий говорит: «Вот наши ребята».
Другой ролик, распространенный через Telegram, показывает группу мужчин в камуфляже, но без опознавательных знаков, сидящих внутри вертолета и заряжающих свои автоматические винтовки. Настроение легкое, и обмен словами между мужчинами наводит на мысль о возможности того, что сцена была снята до того, как группу отправили в бой. Как и в случае с другими подобными кадрами, появившимися за последние несколько дней, не было возможности окончательно установить, когда они были сняты.
Еще один ролик показывает, как вооруженные люди в штатском и говорящие на таджикском языке ходят по пустынным улицам села. Слева от снимающего виден горящий дом. Через несколько секунд кадры человек, держащий телефон, дает беглый комментарий.
«Друзья, это территория Ак-Сая», — говорит он, имея в виду кыргызское село с таким названием. «Нужны были пули, поэтому я их принес. […] Мы поднимем здесь наш флаг».
Тот же человек заявляет в своем комментарии, что он присутствовал на месте, где 14 сентября произошла первая перестрелка, спровоцировавшая этот кризис.
«Сейчас там все в порядке. Я привез им снаряды [для минометов]», — говорит он.
Парадокс ситуации заключается в том, что из Кыргызстана, где пресса и социальные сети значительно более активны и свободны, чем в Таджикистане, поступило относительно мало визуальной документации событий. Отчасти это может быть результатом призывов ГКНБ Кыргызстана к общественности воздерживаться от обмена видеоматериалами и фотографиями из соображений безопасности.