Автономный «Туркменнет». Что есть в секретной госпрограмме кибербезопасности Туркменистана?

Автор -

    В Туркменистане будет создана автономная Национальная цифровая сеть, заявил на недавнем заседании правительства вице-премьер, министр иностранных дел Рашид Мередов. Как следует из Государственной программы по обеспечению кибербезопасности Туркменистана на 2022-2025 годы, также власти планируют активизировать подготовку профильных специалистов, проводить тематические беседы с гражданами и даже соревнования по интернет-безопасности. Документ с грифом «Для служебного пользования» прислал источник turkmen.news в правительстве Туркменистана (оригинал на туркменском .docx и перевод на русский .docx).

    Вероятно, власти Туркменистана уже сейчас воспринимают интернет как нечто сугубо иностранное (а не как международное и наднациональное явление). Именно поэтому вопросами взаимодействия с глобальной сетью, помимо вездесущего Министерства национальной безопасности, занимается именно МИД. В отчете госинформагентства ТДХ эта деятельность названа «развитием цифровой дипломатии». Оказывается, еще в феврале 2020 года в структуре МИД был создан отдел «Цифровая дипломатия», а в августе 2021 года там появился отдел по мониторингу информационных систем.

    И вот теперь глава МИД представил президенту Сердару Бердымухамедову предложения по дальнейшему совершенствованию этой работы. Среди них — ни много ни мало, создание автономной Национальной цифровой сети. Такой сети, которая не была бы связана с глобальным интернетом, в мире нет ни у одной страны, кроме Северной Кореи. Даже интернет-пространство Китая, довольно сильно цензурируемое, все же нельзя назвать автономным.

    Сердар Бердымухамедов в ответ глубокомысленно отметил, что «интенсивное развитие электронных медиаресурсов и информационных технологий обусловило возникновение новой коммуникационной среды», в связи с чем «значительно возрастает роль цифровой дипломатии».

    Это — та информация, которая посредством госинформагентства ТДХ была представлена широкой общественности. Однако в данной сфере существуют и секретные документы, один из которых – Государственная программа по обеспечению кибербезопасности Туркменистана на 2022-2025 годы. Она была утверждена указом президента 2 марта 2022 года. Сердар Бердымухамедов сменил на посту своего отца, Гурбангулы Бердымухамедова, 12 марта. То есть эта программа — своего рода «завещание», оставленное предыдущим лидером.

    Напомним: в Туркменистане заблокированы практически все популярные сайты (начиная с соцсетей и кончая специализированными профессиональными форумами). Власти жестко борются с использованием VPN, блокируя IP целыми подсетями. Из-за этого почти все VPN-сервисы в Туркменистане действительно перестали работать. Первое, что необходимо сделать для развития интернета в стране — это просто снять блокировки. Но власти считают, что «безопасности» мало не бывает, и приняли целую госпрограмму, в название которой вынесено это слово.

    Именно эта программа предусматривает в качестве одной из задач создание «защищенного национального информационного пространства». Правда, там, в отличие от речи Рашида Мередова, еще не говорилось об автономном характере этого пространства.

    В целом большинство пунктов программы содержат в себе мало конкретики. Исключением является разве что пункт, предусматривающий подготовку профессионалов в сфере кибербезопасности (сейчас, по информации источников, большую часть работ по блокировке интернета МНБ выполняет с помощью иностранных специалистов).

    В основном же задачи, отраженные в программе, сформулированы примерно так: «Добиться современной и эффективной работы по защите от киберугроз на объектах кибербезопасности и киберзащиты». Или так: «Используя современные лаборатории, организовать работу по стандартизации в отношении кибербезопасности». Складывается впечатление, что сами авторы программы как раз не являются большими профессионалами в данной сфере и в целом плохо представляют себе, что такое интернет, как и от чего его защищать.

    Программа также предписывает уполномоченным органам «проводить разъяснительную работу по повышению уровня знаний граждан в пределах информационного пространства, в особенности информационной безопасности». Вероятно, имеются в виду вызовы «на беседы» граждан, уличенных в использовании VPN. Правда, обычно целью таких «бесед» является не столько информирование, сколько запугивание.

    Программа предусматривает даже «проведение мероприятий и соревнований по кибербезопасности». Кто и в чем будет соревноваться, не уточняется.

    Так или иначе, власти фактически открыто признали, что они действительно хотят сделать туркменский интернет автономным. Теперь уже можно не удивляться все новым и новым блокировкам. Так, в августе 2022 года пользователи из Туркменистана потеряли возможность пользоваться Яндексом — самым популярным поисковиком на постсоветском пространстве. Правда, в сентябре сам Яндекс ожидали большие перемены. Поисковик «переехал» на страницу ya.ru, установив на своей бывшей главной странице yandex.ru переадресацию на блог-платформу «Дзен». Теперь поисковик в Туркменистане открывается, а вот «Дзен» остается заблокированным.

    Остается только гадать, как будет выглядеть пресловутая Национальная цифровая сеть. Попытаются ли власти действительно сделать что-то совершенно отдельное от интернета? Или просто назовут «национальной сетью» комплекс сайтов органов государственной власти и официальных СМИ? Появится ли в этой «сети» свой поисковик, своя почта, свои мессенджеры, свои блог-платформы и интернет-магазины? Пока никаких признаков реализации столь масштабного проекта не имеется. «Туркменнет» развит даже хуже, чем национальные сегменты интернета в других странах, не претендующих ни на какую цифровую автономию.

    Так или иначе, но в современном мире говорить о полной закрытости какой-либо информации, даже помеченной грифом «Для служебного пользования», не приходится. Поэтому — продолжение следует.

    Поделиться