Попытки проезда россиян, подлежащих мобилизации, пресекаются на границе России и Казахстана, сообщили в пограничном управлении ФСБ по Курганской и Тюменской областям. В ведомстве сказали, что пытающимся уехать «разъясняется необходимость обратиться в военкомат», пишет Коммерсантъ.
«Отмечаются попытки выезда лиц, подлежащих мобилизации, мы их уведомляем о том, что им необходимо обратиться в военкомат, здесь не пропускаем через границу. Со всеми вопросами, почему принято такое решение о непропуске, нужно обращаться в военкомат», — пояснили ТАСС в управлении.
В ведомстве добавили, что ситуация на курганском участке границы с Казахстаном спокойная, а скопления машин бывают ближе к вечеру, но «очередь из 10−15 машин максимум».
Частичная мобилизация объявлена в России по указу Владимира Путина с 21 сентября. На этом фоне погранслужба Казахстана отметила рост числа въезжающих в страну россиян. Кремль называл ложным сообщение о планах мобилизовать 1,2 млн человек.
Первым отозвался рынок жилья Казахстана – буквально за ночь ценники на аренду неимоверно подскочили – на 400-500 тысяч тенге сразу. Некоторые арендодатели даже выселяют живущих казахстанцев в надежде как можно больше заработать на россиянах. Эксперты советуют приготовиться всем казахстанцам – на этом влияние притока мигрантов не закончится. Чем еще он грозит казахстанцам, будет ли Казахстан депортировать «уклонистов» и сможет ли закрыть границы, пишет Azattyq Rýhy.
Поток россиян хлынул не только в Казахстан. В поисках убежища они едут в Монголию, Турцию и Грузию. Политолог Талгат Калиев считает, что для Казахстана этот поток приезжих – не столь критическая масса.
«В то же время пошла новость об ограничении операций с картами Мир. То есть оказавшиеся здесь россияне не смогут получить доступ к своим финансовым средствам, которые остались в российских банках. А при выезде каждый человек может вывезти лишь 10 тысяч долларов. И поэтому никто не может выехать в Казахстан на длительный период, если он не имеет счетов в зарубежном банке или большой суммы в валюте, и я не думаю, что у нас будет значительный приток россиян, которые одновременно будут здесь задерживаться надолго», — считает политолог Талгат Калиев.
Его коллега Замир Каражанов тоже убежден в том, что «уклонистов» будет не так много, потому как Россия ужесточила ответственность за уклонение от воинского призыва – за это можно попасть в тюрьму на 10 лет. Политолог предполагает, что, скорее всего, ужесточится контроль на пограничных переходах, и мужчин призывного возраста просто не будут выпускать из страны.
«Я бы не рассчитывал на то, что будет большой приток россиян призывного возраста. Но с другой стороны, если военная операция в Украине затянется, то речь может идти уже не о частичной мобилизации, а о полноценной. И тогда уже те граждане, которые такой сценарий предвидят, они, вполне будут стремиться покинуть Россию и обжиться в не соседних с Россией государствах и таким образом избежать возможности оказаться на востоке Украины в этих боевых действиях», — утверждает политолог Замир Каражанов.
Вариант с политическим убежищем отпадает сразу – для этого должны быть факты преследования по политическим мотивам. А в данной ситуации есть лишь факт уклонения от мобилизации, а это совсем другое. Поэтому у нас нет правового статуса их защищать.
Более того, Казахстан будет обязан депортировать их, ведь между странами подписано соглашение о сотрудничестве в правоохранительной сфере. Обычно такие документы как раз-таки включают в себя выдворение преступников, которых разыскивают на родине.
«Поправки, которые в России внесли в законодательство, как раз предусматривают увеличение наказания для лиц, которые уклоняются от воинской службы. Им вменяют десять лет в этом случае. Исходя из этого, думаю, российская сторона может запрашивать казахстанские правоохранительные органы на предмет поиска и выдачи таких граждан России», — пояснил Замир Каражанов.
Многие казахстанцы уже забеспокоились, мол, теперь начнется разгул криминала, ведь если в первую волну приезжал чуть ли не цвет нации, то сейчас в Казахстан повалили все. Но эксперты успокаивают – «уклонисты» вряд ли будут нарушать законы.Чтобы не попасть в поле зрения полиции, приезжие будут вести себя тихо.
«Напротив, они будут вести себя тихо и незаметно. С одной стороны есть опасение, что в связи с розыском будут предприниматься определенные усилия в рамках системы правового обмена, и мы обязаны будем предоставить эту информацию. Или же при совершении правонарушении возникает риск депортации на родину, что является для них нежелательным сценарием. Поэтому прибывшие, я думаю, будут вести себя тихо и законопослушно», — считает Талгат Калиев.
Казахстанцы также распереживались и за свои рабочие места – не отберут ли россияне кусок хлеба. На этот счет эксперт тоже не советует суетиться. Обладатели высоких квалификаций, так называемые бриллиантовые мозги покинули Россию еще весной. Вот там действительно были сильные программисты, специалисты во многих сферах.
«А те, которые покидают сейчас – это уже не самые квалифицированные граждане и если они захотят работать у нас, то им придется выдерживать уже серьезную конкуренцию, и я не думаю, что казахстанские специалисты в какой-то степени им уступают», — подчеркнул Калиев.
А вот за рост цен действительно можно волноваться. Цены на аренду жилья уже достигли недосягаемых размеров, но это не единственное, что подорожает. Продукты, услуги, потребительские товары – абсолютно всему предрекают повышение цен.
«Цены могут подскочить абсолютно на все, потому что эта тенденция наблюдалась и до эскалации конфликта в Украине. Причем подорожают не только продукты питания. Повысится стоимость одежды, других потребительских товаров – всего, что связано с жизнью. Плюс если учесть, что в Казахстане довольно сложно стабилизировать рост цен на продукты питания, то, скорее всего, эта тенденция будет продолжаться», — прогнозирует Замир Каражанов.
Учитывая столь негативное влияние мигрантов, не проще ли закрыть границу? Так рассуждают многие казахстанцы и даже ждут этого шага. Однако у экспертов иное мнение на этот счет – от такой меры казахстанцы пострадают еще больше, считают они.