Скотт Янг настаивает на том, что мы многое помним — просто нужно правильно извлекать информацию из недр памяти. Его мнение опубликовала «Идеономика».
Если вас заставить сдавать выпускной экзамен по предмету, изученному десять лет назад, сдадите ли вы его?
Если не учитывать знания, которые мы активно используем каждый день, то печальная правда заключается в том, что большую часть изученной информации сложно вспомнить. Но это не значит, что все полностью стерто из памяти.
Почему мы забываем
Ранние теории забывания были основаны на разрушении. Согласно им, невостребованные воспоминания со временем тускнеют, как пожелтевшие фотографии. Эта мысль интуитивно правдоподобна. Физическая атрофия иссушает тело, так что мешает разрушаться тонким связям, которые хранят наши мысли?
Тем не менее, теория разрушения — это еще не вся история.
«Оригинальный закон Торндайка о неиспользовании — один из самых дискредитированных «законов», которые психологи выдвигали на протяжении многих лет — и в этом его значительное отличие», — говорит психолог Роберт Бьорк.
Еще один важный фактор того, почему что-то выветривается из головы — это вмешательство других воспоминаний. Восстановление памяти — активный процесс. Необходимо найти конкретное воспоминание, основываясь на сознательно доступных подсказках. По мере приобретения новых воспоминаний все больше и больше из них ассоциируются со знакомыми сигналами. В результате извлечь конкретный эпизод становится все труднее и труднее.
Это кажется недостатком, но на самом деле это особенность. Память полезна только в том случае, когда мы извлекаем нужные воспоминания в нужное время. Чтобы получить требуемое воспоминание, надо извлечь правильный вариант и подавить все альтернативы. В противном случае наша жизнь будет похожа на сон, состоящий из потока разобщенных и не относящихся к делу мыслей, и вряд ли это будет надежная основа для принятия разумных решений.
Забывание полезно для обучения
Адаптивность памяти идет дальше. Если воспоминание оказывается на удивление полезным — то есть мы извлекаем его, несмотря на то, что едва помним, и обнаруживаем, что это тот ответ, который нам нужен, — впоследствии его проще воспроизвести по сравнению с теми, что до этого вспоминались легче.
На этом основана концепция Роберта Бьорка о привлекательных сложностях. Мы получаем больше пользы при запоминании чего-либо, когда сигналы, вызывающие это воспоминание, слабее. Таким образом, для изучения нового материала, например, тестирование лучше, чем перечитывание, практика с интервалами лучше, чем зубрежка, а смешивание последовательностей задач лучше, чем выполнение по группам.
Эта привлекательная сложность не считается недостатком конструкции. Она лежит в основе очень сложной стратегии выборочных воспоминаний. Если информация актуальна только при наличии предсказуемых стимулов, то это уже будет сигналом, чтобы не извлекать что-то из памяти в другом контексте. Полезное извлечение информации в контекстах, где сигнал не очевиден, предполагает более доступную память.
Еще один вывод из этой теории состоит в том, что хранение и извлечение становятся разобщенными. Возможно, воспоминание хорошо изучено и усвоено, но его невозможно восстановить. Это можно обнаружить, проведя еще одну пробную попытку обучения, и в этом случае воспоминание усваивается намного быстрее во второй раз.
Сила повторного изучения
Когда вы возвращаетесь к давно забытой теме, часто возникает ощущение, что все позабыто. Вы испытываете неловкость и разочарование, когда понимаете, что больше не владеете теми навыками, что были раньше. Но так ли это?
Исследования памяти свидетельствуют об обратном. Как правило, повторное изучение происходит гораздо быстрее, чем первоначальное. Таким образом, даже в крайних случаях, когда все кажется незнакомым, вы все равно быстрее усвоите материал при повторном прохождении.
Я испытал это на примере собственных навыков. Бывает болезненно разговаривать на языке, который не практиковал несколько месяцев. Подобное разочарование я испытал, пытаясь освоить математический анализ, когда решил изучать квантовую механику после нескольких лет математического затишья. В этих случаях могут появиться даже угрызения совести: а я действительно это учил?
Но даже в такой ситуации повторное изучение — это повод для гордости, а не для смущения. Ошибка не в том, что вы что-то забыли, а в том, что позволили временным сомнениям помешать выучить это снова.