«Сколько я буду во власти, столько же во власти будет и Ташиев»: Садыр Жапаров рассказал о границе, об уволенных чиновниках

Автор -
424

Президент Садыр Жапаров в очередном интервью агентству «Кабар» рассказал о переговорах по вопросам границ, о его отношениях с главой ГКБН Камчыбеком Ташиевым и о последних кадровых изменениях.

(свободный перевод)

— Здравствуйте, уважаемый Садыр Нургожоевич! Вы отмечали, что переговоры по границам с Узбекистаном завершены. В то же время открыто не говорится об итогах данных переговоров. Ряд таких политиков, как Равшан Жээнбеков, Исмаил Исаков, Адахан Мадумаров и другие, требуют раскрыть детали переговоров. Почему бы вопрос открыто не обнародовать? Или есть какие-либо секреты?

— Я теперь скажу открыто. В рамках решения государственных границ все земли, которые до этого считались спорными, перешли к нам. Будь эти земли в селах, в горах или на равнине — все спорные участки на 99% перешли к нам. Чтобы достигнуть таких итогов, потребовалось приложить немало усилий в переговорных процессах и сильно потрудиться. Почему все детали держали в секрете? Необходимо было, чтобы все договоренности были подкреплены законом, и пока мы этого не достигли, чтобы никто не передумал, нужно было держать все в тайне. Я сегодня дал поручение, чтобы завтра на Комитете в Жогорку Кенеше вопрос рассматривали не за закрытыми дверями, а открыто. Пусть народ видит. Я глубоко убежден, что после того, как детали станут известны народу, он нас только поддержит и благословит.

Мы не должны судьбу страны и большинства народа привязывать лишь к Узгену. Давайте будем выше уровня одного района. Если бы мы решали вопрос между двумя районами внутри страны, то другое дело. А так мы решаем судьбу 1 тыс. 400 км земли, которые граничат в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях с соседним Узбекистаном. Так мы навсегда ставим точку во всех вопросах по границе с соседним Узбекистаном. Но если до того, как мы все достигнутые договоренности закрепим на законном уровне, одна из сторон передумает, и мы вновь придем к тому, что было, то в этом будет вина тех, кто вчера организовывал круглые столы и пудрил народу мозги. Они будут прокляты большинством народа. Также будут жестко отвечать. Мы призовем их к ответу.

Вопросы границ между странами рассматриваются на основе исторических, архивных документов. Это не тот случай, когда можно собраться на улице и кричать, мол, «Алмакан апа так сказала». Между странами со времен СССР есть карты, соглашения, акты о передаче и принятии. В этой связи нельзя просто так говорить, что «та или иная земля наша» и ложной информацией пудрить мозги народу. Скажу открыто, их не интересует Кемпир-Абад. Они этот вопрос политизируют. Их цель — очернить нас перед народом, устроить беспорядки и прийти к власти. Но их замыслам не суждено сбыться. Потому что нам не стыдно за каждый свой поступок, и не будет стыдно за нас большинству людей, которые нас поддерживают. Мы хотели все обнародовать только после того, как достигнутые договоренности будут подкреплены в рамках закона. К сожалению, мы вынуждены раскрыть детали до того, как работы завершились. Причиной этому послужили те, кто запудрил народу мозги. Давайте будем надеяться, что достигнутые договоренности не будут нарушены, и мы все сможем законно закрепить.

— В обществе активно обсуждается то, что глава ГКНБ Камчыбек Ташиев пришел в Жогорку Кенеш с двумя ящиками оружия. Для чего это было сделано? Есть мнение, что после этих событий между собой поругались Камчыбек Ташиев и Талант Мамытов. В курсе ли вы этих событий?

— Депутаты пригласили его дать разъяснения по поводу Баткенских событий до того, как там все закончилось. Были обвинения в его сторону, что якобы его разведка не работает, что у солдат не хватает патронов, недостаточно автоматов и так далее. Наверное, в этой связи он привез туда автоматы. Мол, хотели оружие — держите! Конечно, не стоило делать этого в парламенте, а надо было отвезти желающих депутатов в Баткен и там уже выдать им оружие. С этой стороны, конечно, он немного ошибся. Но в то же время надо понять его с правильной стороны. Он прибыл прямиком в парламент из центра событий, поэтому поддался эмоциям.

— Сегодня о ваших отношениях с Камчыбеком Ташиевым много разговоров. В социальных сетях много постов о том, что вы якобы не можете поделить власть. Как вы это прокомментируете?

— Во-первых, мы с ним никогда не поругаемся. Я не допущу этого. Во-вторых, слова о том, что мы не можем поделить власть – неправда. Какое бы я поручение ни давал, он все исполняет четко. Потому что я не даю поручения в личных интересах. Все делается только в интересах страны. В-третьих, есть силы, которые уже два года не спят и грезят тем, как бы нас поссорить. Мы в курсе этого. Если они говорят, что якобы Ташиев решает кадровые вопросы, Ташиев хочет стать президентом, разве я им поверю и из ревности к власти сниму его с должности? Сколько я буду во власти, столько же во власти будет и Ташиев. Самое главное, чтобы мы не делали ничего такого, что противоречило бы интересам народа и страны.

— Ваш полномочный представитель в Иссык-Кульской области, а также четыре министра по собственному желанию покинули свои должности. Некоторые это расценили, как попытку сбежать с тонущего корабля. Что могут означать такие кадровые перестановки?

— Четырех министров я поменял сам. Вы же все сами всегда говорите, чтобы я расчищал свое окружение. Министров, которые не могут справиться со своими обязанностями, я буду менять. Тех, кто ворует у государства и занимается взяточничеством, я буду сажать. Другими словами, никого жалеть не будем. Раз ты пришел министром, то работай во благо государства! Не воруй! Если не можешь справиться с собственным соблазном, то тогда не занимай эту должность! А что касается Алтынбека Сулайманова (бывший полпред президента в Иссык-Кульской области), то он мог бы уйти просто, не ссылаясь на какие-то реформы. Человек, который ни разу не проработал на государственной службе, став сразу главой целой области, наверное, испытал трудности. Для того чтобы реформировать органы местного самоуправления, для начала необходимо подготовить проект. Государство же не какая-то ферма, чтобы все делать, как вздумается. Проекты готовятся. Сказать легко, но на практике все реализовать трудно. Есть ряд политиков, которые на словах могучие учителя, а когда надо проявить себя в деле, то они полный ноль. Например, в прошлом году я отправил Омурбека Суваналиева в Баткен. Я сказал ему, что он генерал и что он обладает опытом. Я попросил его наладить отношения с таджикской стороной, чтобы на границе прекратилась стрельба. И вот 29 апреля, когда таджикская сторона совершила первую агрессию, он он ни то, чтобы пойти и вести переговоры с таджикской стороной, он даже не смог выйти к народу, который собрался у областной администрации. Спрятался в кабинете. Тогда я сразу его снял с должности. Я вижу те кадры, которые не могут справиться с работой. Поэтому я их быстро меняю. Долго не жду. Не нужно делать из этого трагедию. Государственная служба такая.

— Спасибо огромное, Садыр Нургожоевич, за ваши ответы. Желаем успехов в работе!

Поделитесь новостью