Тревожность, чувствительность, чувство вины: как формируются «порочные круги» застенчивости

Застенчивость — качество, которое со временем начинает контролировать жизнь человека, заставляя избегать того, в чем на самом деле он может остро нуждаться. Моноклеръ опубликовал фрагмент книги «Застенчивость» доктора психологии Линн Хендерсон и разбираемся, как формируется и развивается это качество, какие стратегии воспитания усиливают его и почему людям с социальной тревожностью так сложно выйти из круга «страх (бегство) — обвинение себя (стыд) — обида (обвинение других)», который сам себя поддерживает.

В книге автор предлагает предлагает эффективную методику, которая поможет всем, кто чувствует дискомфорт на мероприятиях, при общении с малознакомыми людьми или на публичных выступлениях.

Выбрали отрывки из книги, посвященные тому, когда застенчивость становится проблемой и какие последствия это может повлечь.

Особенные дети

Около 15–20 процентов детей рождаются с несколько более активной вегетативной нервной системой, чем большинство. В результате они от природы более осторожны, им требуется больше времени для того, чтобы адаптироваться в социальных ситуациях. В младенчестве такие малыши острее реагируют на громкие звуки и на все новое и незнакомое. Психологи иногда называют их детьми с заторможенностью поведения. Кроме того, у таких детей чаще всего имеются застенчивые, по их собственному признанию, близкие родственники.

Если эти дети чувствуют себя любимыми и оказываются в безопасной среде с возможностью общаться с окружающими под твердым и умелым руководством, они становятся смелее и реже сторонятся людей. Их тревожность ослабевает, и они вполне успешно справляются с несильной застенчивостью и тревожностью. Но ждите серьезных проблем, если у тревожного ребенка такие же родители; нередко они поощряют его избегать общения: «Я знаю, что тебе страшно идти на день рождения к Салли, но тебя же никто не заставляет. Если хочешь, оставайся дома с нами». Вот почему лечение проблемно застенчивых детей часто предполагает работу с их родителями.

Ребенка необходимо научить справляться со своими чувствами, а не избегать их и ситуаций, их провоцирующих. Если родители чрезмерно опекают свое застенчивое чадо вместо того, чтобы помогать ему выполнять социальные задачи, ожидаемые от ребенка его возраста (например, общение с другими детьми и участие в школьных мероприятиях), его застенчивость может усилиться и стать проблемой.

Повышенная чувствительность

Застенчивые дети обычно остро сочувствуют другим людям и чувствительны к их бедам. В случае смерти члена семьи или развода родителей таким детям приходится особенно трудно. Из-за чрезмерной восприимчивости к чувствам окружающих боль, гнев и печаль родителей могут стать для них особенно непереносимыми — и это в дополнение к их собственной огромной боли и горю. А еще такие дети высоко ценят стабильность. Частые переезды семьи могут стать для такого ребенка серьезным испытанием, ведь ему снова и снова приходится налаживать взаимоотношения с новыми друзьями.

По мнению исследователей, предсказать, станет ли ребенок застенчивым, практически невозможно. Иначе говоря, гены не единственная основа застенчивости. Огромную важность имеет опыт раннего детства. Даже при полном отсутствии генетически заложенной чувствительности дети, растущие в сложной или травмирующей среде (например, в доме, где царит физическое или словесное насилие), могут стать болезненно застенчивыми.

Как на нас влияет излишняя критика

Склонные к социофобии родители могут чрезмерно опекать своих детей, не давая им научиться справляться со своими чувствами. Но застенчивые иногда сталкиваются и с противоположной проблемой — отсутствием защиты или даже угрозами. Суровость, стремление пристыдить или вечная критика со стороны родителей, братьев, сестер или учителей, неприятие ими темперамента ребенка, буллинг в школе могут испортить жизнь застенчивому ребенку. Для особо застенчивых детей, которые часто не могут ни защитить себя, ни обратиться за помощью, последствия, как правило, бывают особенно серьезными.

Дети, которых постоянно критикуют, запугивают, оскорбляют, отвергают и игнорируют, становятся излишне самокритичными. Чтобы избежать критики или резкого обращения, они изо всех сил стараются быть идеальными. Такие дети начинают винить себя за события и ситуации, в которых на самом деле не виноваты; их самооценка снижается, а стыд за себя, напротив, усиливается.

Одно исследование наглядно представило этот процесс в действии. Его организаторы попросили группу студентов (некоторые из них имели социальную тревожность) вступить в беседу с преподавателем. Разговор записывался на видео. Преподавателю сказали намеренно вести себя грубо (о чем студентам было неизвестно) — например, перебивать собеседника, резко менять тему и так далее. Когда студентам позже показали видео и попросили высказать мнение о «бесчинствах» преподавателя, социально тревожные сочли, что он так реагировал, потому что они ему надоедали. А те, у кого не было социальной тревожности, винили (вполне обоснованно) преподавателя.

Мое исследование в этой области тоже показало, что после социальных взаимодействий, которые, по оценке студентов, оказались не слишком успешными, боязливые и застенчивые винят во всем себя и им за себя стыдно. Эта тенденция усугубляется постоянным «пережевыванием» мыслей и чувств. В спокойном эмоциональном состоянии обладающие сильным самосознанием люди, как правило, довольно хорошо распознают реакцию окружающих. В негативном же эмоциональном состоянии такая поглощенность собственными чувствами может легко породить в человеке ощущение угрозы. Если мы убеждены, что люди негативно оценивают нас и осуждают, нам трудно заметить, что они, возможно, тоже стесняются, что им тоже неловко.

Последствия болезненной застенчивости

Застенчивость может стать слишком сильной, частой и интенсивной, слишком быстро запускаться и долго длиться. И тогда она начинает контролировать нашу жизнь, заставляя избегать того, что нам на самом деле хотелось бы делать. Мы начинаем чрезмерно переживать из-за того, что нас критикуют или отвергают, и, как следствие, перестаем жить нормальной жизнью.

Чаще всего порочные круги застенчивости вызывают три процесса:

— страх / бегство;

— обвинение себя / стыд;

— обида / обвинение других. ​​​​

Застенчивость
Три порочных круга застенчивости 

 

 

Страх / бегство 

При попадании в социальную ситуацию, которая кажется нам угрожающей, у нас появляются предупреждающие негативные мысли вроде «Я точно опять не найду что сказать, и это будет настоящая катастрофа». Это мысли, которые можно оспорить или подвергнуть сомнению (вполне вероятно, мы найдем что сказать… и задолго до того, как с воплями отчаяния выбежим из комнаты!). И это первый порочный круг — «Приближение (угрозы) / страх / негативные прогнозы». Но хронически застенчивый человек любым путем хочет избежать критики. Как правило, такие люди еще и склонны к перфекционизму и потому крайне редко удовлетворены своим социальным поведением, даже если оно вполне адекватно (или вовсе образцово-показательно).

Стыд / обвинение себя

Мы можем выйти из кажущейся нам угрожающей ситуации на раннем этапе, что запустит второй порочный круг — «Избегание / стыд / обвинение себя». При выходе из ситуации наш страх ослабевает, но на смену ему приходит стыд. Стыд связан с парасимпатической нервной системой и является своего рода реакцией релаксации. «Какой же я никчемный… но мне не обязательно это делать, надо отсюда уходить». Избегание трудной ситуации только усиливает социальную тревожность, поскольку повышает вероятность еще более раннего выхода из нее в следующий раз, а то и вовсе стремления больше не участвовать в ситуациях такого типа.

В нашей клинике мы называем это состояние «залезть с головой под одеяло и сосать большой палец», а также «зализывать раны». Мы специально использовали юмор, чтобы подчеркнуть болезненное состояние стыда, наносящее человеку большой ущерб мыслями вроде «Я недостаточно хорош», «Я никогда не был достаточно хорош», «Мне никогда не стать нормальным». Такое самоедство не способствует возникновению мотивации встать и вернуться туда, откуда мы ушли. В этом состоянии мы не добры и не снисходительны к себе, мы себя не понимаем и не пытаемся понять.

Обида / гнев / обвинение

Это состояние подводит нас к третьему порочному кругу — «Обида / гнев / обвинение других людей». Мы испытываем к себе самые ужасные чувства, мы во всем виним себя, снова и снова прокручиваем в голове, что надо было сделать или сказать по-другому и насколько правильнее и компетентнее вели себя все остальные в этой ситуации (что уж точно является большой натяжкой, потому что 50–60 процентов людей застенчивы). И тогда у нас возникают, например, такие мысли:

● «Эти люди определенно не слишком старались быть со мной дружелюбными».

● «Им, судя по всему, совершенно наплевать на мои чувства».

Подобные мысли могут на время ослабить наш стыд, потому что запускают гнев, и мы ощущаем себя более сильными. С другой стороны, мы на самом деле не знаем, какой была реакция других людей, и теперь чувствуем отчуждение не только от самих себя, но и от них.

 

Вместо вывода

Застенчивые люди склонны курсировать между этими тремя порочными кругами, образующими общий бесконечный цикл, с каждым разом нервничая все больше. Постоянное самобичевание со временем приводит к негативному представлению о себе, которое потом крайне трудно изменить. Хорошая новость заключается в том, что проблемная застенчивость, страх, обвинение себя и стыд, равно как и негативные мысли о других людях, относительно неплохо поддаются лечению. Сострадательный подход к застенчивости хорошо помогает преодолеть ее и избавиться от болезненных эмоций, которые ее сопровождают.

Поделитесь новостью