Радио Озоди с помощью читателей выяснило личность одного из убитых на военном полигоне под российским Белгородом. Ранее российские СМИ сообщили, что в результате «теракта» на полигоне Западного военного округа, совершенного двумя гражданами одной из стран СНГ, 11 человек погибли, 15 ранены.
Близкие 24-летнего Эхсона Аминзода (Эхсони Тоджиддина), сообщили Радио Озоди, что он работал в одном из московских ресторанов, и у него не было намерений участвовать в войне в Украине. Эхсон Аминзода, по словам родных, исчез 10 октября у метро «Люблино» в Москве, а 16 октября российские власти сообщили о его гибели.
Тоджиддин Аминзода, отец Эхсона, сотрудник администрации Хатлонской области, в телефонном разговоре с Радио Озоди 17 октября подтвердил гибель сына, но сказал, что не может в данный момент говорить о нем, сославшись на плохое самочувствие.
Фируз Аминзода, брата Эхсона Аминзода в беседе с Радио Озоди из Москвы, сообщил, что его брат семь месяцев назад приехал в Россию и работал в одном из столичных ресторанов.
«У брата не было российского гражданства, он работал по патенту. Сейчас меня вызвали в военную прокуратуру. Вчера мне сообщили о случившемся. Как он оказался в Белгороде, мы не знаем. Брат не был террористом, и у него не было таких мыслей. Он обычный иммигрант, который хотел работать и строить свою жизнь», – сказал Фируз Аминзода.
По его словам, вечером 10 октября ему позвонил брат и сказал, что собирается встретиться с друзьями, после чего его телефон был отключен. «Мой брат не был радикалом», утверждает Фируз Аминзода.
Один из друзей Эхсона на условиях анонимности сообщил Радио Озоди, что у него не было намерений участвовать в войне в Украине, а хотел зарабатывать денег, вернуться на родину и сыграть свадьбу. «Мы все в шоке. В тот же вечер он сказал, что встретил каких-то знакомых парней возле станции метро «Люблино» и вернется домой поздно. Но после он пропал. Мы все искали его и подумали, что он уехал к своим знакомым или вернулся в Таджикистан. Он не был радикально настроен, ничем не отличался от других молодых людей. Был бы он исламским радикалом, то никогда не работал бы в ресторане», говорит наш собеседник.
Вечером 15 октября Минобороны России сообщило, что на полигоне Западного военного округа в Белгородской области двумя гражданами одной из стран СНГ совершён террористический акт. «В ходе проведения занятия по огневой подготовке с лицами, добровольно изъявившими желание участвовать в специальной военной операции, террористы открыли огонь из стрелкового оружия по личному составу подразделения. В результате стрельбы 11 человек получили смертельные ранения. Ещё 15 человек с ранениями различной степени тяжести доставлены в медицинское учреждение, где им оказывается вся необходимая помощь. Ответным огнём двое террористов уничтожены», говорилось в сообщении военного ведомства России.
Советник офиса президента Украины Алексей Арестович заявил в YouTube, что огонь открыли «добровольцы» из Таджикистана после спора на религиозной почве. Агентство Reuters со ссылкой на Алексея Арестовича сообщило, что Таджикистан является преимущественно мусульманской страной, в то время как большинство россиян имеют христианское вероисповедание.
Власти Таджикистана сообщили, что расследуют факт причастности гражданина страны к нападению в Белгородской области. Управление информации МИД Таджикистана 17 октября сообщило Радио Озоди, что этим вопросом в настоящее время занимается посольство Таджикистана в Москве.
Массовое убийство на полигоне в селе Солоти Белгородской области могло быть частью конфликта на религиозной почве, передаёт Ulysmedia.kz со ссылкой на проект Astra.
По словам собеседника Astra, конфликт начался с того, что трое солдат — дагестанец, азербайджанец и адыгеец — захотели “написать рапорты о том, что не хотят больше служить”, так как это “не их война”. Узнав об этом, один из командиров, которого источник называет подполковником Андреем Лапиным, якобы “всех собрал” и заявил, что “это священная война”.
Утверждается, что после этого военнослужащие таджикского происхождения заявили, что священная война — это война мусульман против неверных; подполковник в ответ якобы назвал аллаха “слабаком” или “трусом”, что “повергло в шок” многих присутствующих.
“Лапин сказал, что “аллах, значит, трус, если он не разрешает воевать за ту страну, которой ты дал присягу”. Фраза очень многих повергла в шок — из тех, кто там стоял на плацу. Потому что у нас и из офицерского состава есть мусульмане — и башкиры, и татары”, – говорится в рассказе.
По словам источника Astra, вскоре на стрельбище трое выходцев из Таджикистана, служивших по контракту, сказали другим мусульманам отойти в сторону, “развернули свои автоматы”, убили Лапина и открыли беспорядочную стрельбу, убив якобы ещё 29 человек. Прапорщик по фамилии Семёнов, услышав стрельбу, якобы убил двух нападавших и ранил третьего, которому удалось сбежать.