Президент Кыргызстана Садыр Жапаров в очередном интервью агентству «Кабар» прокомментировал последние события.
(Свободный перевод)
— Накануне задержаны более 20 активистов и политиков. Среди них есть представители неправительственных организаций, сторонники депутата Жогорку Кенеша Адахана Мадумарова. Они в последнее время остро поднимали вопрос вокруг Кемпир-Абадского водохранилища. Также в интернете появилась аудиозапись задержанных, на которой они озвучивали различные планы проведения митингов и акций протестов. В свою очередь, правоохранительные органы провели масштабные обыски и задержания. Нельзя ли было не доводить до такого и прийти к согласию за столом переговоров?
— За последние два года я со всеми веду диалог, советуюсь. Этой весной я пригласил к себе в кабинет более десяти представителей неправительственных организаций и разговаривал с ними на протяжении трех часов. Ответил на все их вопросы. Они вроде как были удовлетворены моей работой.
До того как вопрос вокруг Кемпир-Абада получил такой общественный резонанс, я в доме правительства проводил встречу и с депутатами Жогорку Кенеша. Среди них был Адахан Мадумаров. Я им тоже объяснил все детали вопроса. Также полгода назад я приглашал Мадумарова к себе домой в гости. Мы беседовали более двух часов. Я ему сказал: «Адахан мырза, у нас одна страна, давайте придем к согласию, помогите мне». Тогда мне показалось, что мы пришли к пониманию и вроде даже подружились. Но не прошло и одного квартала, как он вновь начал кричать обратное.
В целом по этому вопросу я пошел на диалог со всеми. На мне вины нет.
Я посетил Узген, встретился с народом. Также провел встречу здесь, в доме правительства, с жителями Баткена, Чаткала, Ала-Буки. Более 300 человек было на встрече. Пригласил всех тех, кто провел курултай в Кемпир-Абаде. Никого не делил. Встреча длилась более семи часов. Мы обменивались мнениями непрерывно, вели открытый диалог. По итогам всех этих встреч все вроде уходят с понимающим видом, но после берутся за старое.
Если говорить прямо, то их не интересует вопрос Кемпир-Абада. Для них это просто повод. Многие из них надеются, что в стране на этом фоне что-то произойдет, и впоследствии они смогут уцепиться за власть. Со многими, кого накануне задержали, я встречался лично. Я шел на диалог.
Многие просили должности. Государственная служба не резиновая, всем не хватит. Конечно, можно создавать новые должности и раздать им всем. Но на моей шее каждый тыйын государства. Как я могу допустить расточительство? Я же должен отвечать за каждый тыйын перед 7-миллионным населением. Если бы я был трусом, то мог поступить как прежние в 2010 году, открывая новые бесполезные министерства и раздавая всем по должности. Мол, держи, будь министром. Таким образом их успокоить. Но я не пойду на такое. Потому что мне нечего бояться. Я ничего не крал. На своем посту я постараюсь сделать так, чтобы мою работу народ хвалил через 10 и даже 100 лет.
Даст Бог, также будет и в вопросе Кемпир-Абада и границ. Нужно время. Нам достаточно поддержки большинства народа, остальное доверьте мне. А что касается судеб задержанных, то здесь я не могу вмешиваться. Есть правоохранительные органы. Их прямая обязанность – это безопасность народа и государства. Они четко выполняют свою работу. Последнюю точку поставит суд. Только после этого, если они ко мне обратятся, то у меня будет право дать им амнистию. Таков законный путь.
Стоит отметить, что активисты и политики, которые выступали против передачи Кемпир-Абада Узбекистана, сейчас ждут решения судов по мере пресечения.