Уголовное дело, в рамках которого был задержан 21 человек из числа политиков и активистов, было возбуждено 20 октября. Об этом сообщил заместитель министра внутренних дел Эркебек Аширходжаев 25 октября на заседании комитета Жогорку Кенеша по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции, передает Азаттык.
Замминистра заявил, что обыски и задержания были признаны законными со стороны органов прокуратуры и следственного судьи.
«Эти встречи, переговоры были 22 октября. А вы 23 октября массовые обыски проводите, задерживаете. Распространена аудиозапись. Но каждая аудиозапись, видеозапись должны подвергаться экспертизе. Вы что за ночь провели экспертизу? Есть заключение экспертизы, что действительно была подготовка в массовым беспорядкам, захвату власти?», — поинтересовался депутат Алишер Эрбаев.
Отвечая на вопросы парламентария, Аширходжаев сообщил, что экспертиза распространенной в соцсетях аудиозаписи разговора отдельных задержанных не проводилась.
«Экспертиза будет назначена – техническая и фонетическая. Но я хочу сказать, что после возбуждения уголовного дела были проведены следственные мероприятия, в рамках которых мы добыли необходимые доказательства. Расследование только началось, я пока не могу сообщить подробностей дела. Если бы не было признаков преступления, то и следственных мероприятий таких мы не проводили бы. Экспертиза по аудиозаписи будет назначена, доводы подозреваемых проверим», — сказал Аширходжаев.
В воскресенье утром, 23 октября, в Бишкеке в домах политиков, правозащитников и активистов прошли массовые обыски. Позже более 20 человек водворили в ИВС на 48 часов. Сами задержанные связали это с созданием комитета по защите Кемпирабадского водохранилища, о котором было объявлено 22 октября.
По данным МВД, следственные мероприятия проводились в рамках уголовного дела, возбужденного по статье 36-278 («Подготовка к организации массовых беспорядков») УК КР. В ночь с 24 на 25 октября Первомайский районный суд Бишкека водворил под стражу на два месяца 20 задержанных политиков и активистов, один человек был отпущен под домашний арест.
Свое мнение по данной ситуации выразил президент Садыр Жапаров, заявив, что задержанных лиц «не интересует вопрос Кемпир-Абада» и многие из них «надеются, что в стране на этом фоне что-то произойдет, и впоследствии они смогут уцепиться за власть».
Сами арестованные не согласны с решением судьи и утверждают, что дело против них «сфабриковано».