На заседании Жогорку Кенеша депутаты заслушали информацию Генеральной прокуратуры и МВД Кыргызстана по задержанным 23 октября 2022 года гражданам, подозреваемых в организации массовых беспорядков в стране.
Информацию по данному вопросу представил заместитель министра внутренних дел Эркебек Аширходжаев.
В ходе обсуждения депутат Дастан Бекешев поднял вопрос о законности арестов активистов и политиков, подозреваемых в организации массовых беспорядков, в особенности женщин.
«Почему, когда задерживают коррупционеров и ОПГшников, их задерживают с уважением и честью? А когда задерживают простых граждан, их из дома выволакивают и принуждают?» — спросил депутат Дастан Бекешев (Октябрьский округ) на заседании Жогорку Кенеша.
«Мы никогда не задерживаем с уважением и честью ОПГшников», — ответил заместитель министра внутренних дел Эркебек Аширходжаев.
Народ же видит, все выходит в интернет, сказал Бекешев.
«Коррупционеров тоже задерживаем как всех. А в говорите, что мы уважаем их, нет такого», — сказал Аширходжаев.
«У вас отношение к ним немного другое. Есть видео и фото. Ладно. Вопрос прокурору. 3 октября 2012 года также в отношении Камчыбека Кыдыршаевича и Садыра Нургожоевича было возбуждено уголовно дело, и тогда прокуроры говорили, что все законно. Эти прокуроры до сих пор работают?» — спросил Бекешев.
«Я не знаю, кто работал тогда. Я вам не смогу ответить», — сказал заместитель генерального прокурора КР Турусбек Ишеналиев.
«Ответьте мне письменно тогда. Они не должны работать, потому что говорили, что все законно», — сказал депутат.
Депутат Балбак Тулобаев спросил о том, есть ли в законодательстве смягчающие обстоятельства по гендерному признаку и возрасту.
«Я посмотрел видеозаписи, которые проводились во время обыска, там много процессуальных нарушений», сказал депутат Чынгыз Ажибаев.
«Рассмотрите их и примите меры в отношении сотрудников органов внутренних дел. Возможно, представление внесете», — обратился он к заместителю генерального прокурора Турусбеку Ишеналиеву.
Представители Генеральной прокуратуры ответили, что все действия правоохранителей по указанным арестам законные.
Депутат Сеидбек Атамбаев поднял вопрос о задержанном Н.Асанбекове, у которого одна дома осталась 10-летняя дочь. «Он всего лишь делал ремонт в доме Р.Жээнбекова», -подчеркнул С.Атамбаев.
По словам Э.Аширходжаева, уголовное дело в отношении подозреваемых по делу о приготовлении к совершению преступления — организации массовых беспорядков — возбудили за три дня до массовых задержаний активистов и политиков.
Депутат Сеидбек Атамбаев напомнил, что 22 октября создан комитет по защите водохранилища Кемпир-Абад, 23 октября произошли массовые задержания.
«Вы проводили оперативно-следственные мероприятия?» — спросил он.
«Уголовное дело возбудили 20 октября. С этого дня проводили следственные мероприятия», — ответил Эркебек Аширходжаев.
На вопрос, есть ли записи, доказывающие вину подозреваемых, милицейский чиновник отказался отвечать, сославшись на тайну следствия.
Нардеп Гуля Кожокулова обратилась к представителям Генпрокуратуры и МВД с вопросом, проводили ли они профилактические мероприятия для предупреждения правонарушений или преступлений.
«Вы же знаете, что в рамках своих полномочий вы могли провести беседы, встречи, вынести предупреждение, замечания и так далее. Если вы заранее возбудили уголовное дело, знали о готовящемся преступлении, проводили ли работу профилактического плана?» — спросила она.
«Профилактические мероприятия проводятся до возбуждения уголовного дела. Мы постоянно проводим профилактику», — ответил Эркебек Аширходжаев.
Замгенпрокурора Турусбек Ишеналиев сказал, что надзорный орган не проводил профилактическую работу по этому делу.
Депутат Жалолидин Нурбаев поднял вопрос о возможности отправить женщин под домашний арест, добавив, что надо проводить объективное и справедливое расследование с учетом всех обстоятельств.
«Кто-нибудь из задержанных сотрудничает со следствием?» — спросил депутат Акбокон Таштанбеков.
Замглавы МВД Эркебек Аширходжаев ответил, что это тайна следствия.
«Видимо, вы не ответите на мои другие вопросы. Тогда скажу. Когда снимаете, батареи садятся. Камеры ваших следователей, похоже, мои ровесники: как будто на солярке работают. Поменяйте им. Потому что, когда следствие шло, следователи должны были снимать без остановок», — сказал Таштанбеков.
«В следующем году на бюджет мы просим деньги на камеры. Но в тот раз мы полностью снабдили их камерами», — ответил замминистра внутренних дел.
«Как я смотрел видео, у следователя обе камеры отключились и батареи сели. В этот момент 5-6 секунд не было снято. Завтра это будет проблемой на суде», — сказал Таштанбеков.
Ряд депутатов подняли вопросы об обоснованности задержания активистов Эрлана Бекчороева, Атая Бейшенбека и др.
Какая компенсация предусмотрена гражданам, которых оправдали, спросил депутат Эрулан Кокулов у заместителя внутренних дел Эркебека Аширходжаева 26 октября на заседании Жогорку Кенеша.
«Были случаи, когда у журналистов находили наркотики. Но его через суд оправдали. Какая компенсация будет тем задержанным активистам, если их оправдают», — уточнил он.
По закону есть свои процедуры по этому вопросу, если суд их оправдает, ответил замминистра.
«Я за то, чтобы дело велось справедливо. Как мы можем вам помочь в этом?» — спросил депутат.
«Для справедливого следствия ничего не нужно, сами проведем расследование», — ответил Аширходжаев.
Представители Генеральной прокуратуры и МВД ответили, что есть достаточные основания для возбуждения уголовного дела.
Ряд международных организаций во главе с Human Rights Watch (HRW) осудил массовые аресты политиков, правозащитников и активистов в Кыргызстане. Они призвали власти КР освободить арестованных граждан.
Около двадцати человек, которых задержали после выражения протеста в связи с передачей земли Кемпирабадского водохранилища соседней республике, задержаны до окончания следствия. Но отреагировавшие на это правозащитные организации напомнили, что «между тем, некоторых обвиняемых в коррупции лиц в Кыргызстане под стражу не отправляют».