Обесценивание валют большинства развивающихся стран ведет к росту цен на продовольствие и топливо, что может усугубить продовольственный и энергетический кризисы – с которыми многие из этих стран уже столкнулись, – говорится в последнем докладе Всемирного банка «Перспективы товарно-сырьевых рынков».
В докладе говорится, что на фоне опасений по поводу надвигающейся глобальной рецессии цены в долларовом выражении на большинство сырьевых товаров снизились с недавних пиковых значений. С момента вторжения России в Украину в феврале 2022 года до конца прошлого месяца цена на нефть марки Brent в долларах США упала почти на 6 процентов. Тем не менее, из-за обесценивания валют почти в 60 процентах стран-импортеров нефти, относящихся к категории стран с формирующимся рынком и развивающейся экономикой, в этот период наблюдался рост цен на нефть в национальной валюте. Почти в 90 процентах этих стран также отмечался более значительный рост цен на пшеницу в местной валюте по сравнению с ростом цен в долларах США.
Повышение цен на энергоносители, которые используются в сельскохозяйственном производстве, приводит к росту цен на продовольствие. В течение первых трех кварталов 2022 года цена на продовольствие в Южной Азии в среднем выросла более чем на 20 процентов. Рост цен на продовольствие в других регионах, включая Латинскую Америку и Карибский бассейн, Ближний Восток и Северную Африку, Африку к югу от Сахары, Восточную Европу и Центральную Азию, в среднем составил от 12 до 15 процентов. Восточная Азия и Тихоокеанский регион были единственным регионом, где темпы роста цен на продовольствие были низкими; отчасти это объясняется в целом стабильными ценами на рис, который является основным продуктом питания в регионе.
«Цены на многие сырьевые товары снизились по сравнению с пиковыми значениями, однако они все еще высоки по сравнению со средним уровнем за последние пять лет, – заявил Пабло Сааведра, вице-президент Всемирного банка по вопросам справедливого роста, финансов и институтов. – Дальнейший скачок мировых цен на продовольствие может усугубить проблему отсутствия продовольственной безопасности в развивающихся странах. Для того, чтобы стимулировать предложение, содействовать распределению и поддержать реальные доходы, необходим целый комплекс мер».
С начала войны на территории Украины цены на энергоносители были весьма нестабильными, однако сейчас ожидается их снижение. После того, как в 2022 году они резко выросли примерно на 60 процентов, в 2023 году прогнозируется их снижение на 11 процентов. Несмотря на это замедление динамики, цены на энергоносители в следующем году все равно будут на 75 процентов выше, чем в среднем за последние пять лет.
Ожидается, что в 2023 году цена на нефть марки Brent составит в среднем 92 доллара за баррель, что значительно выше среднего пятилетнего уровня в 60 долларов за баррель. Согласно прогнозам, цены на природный газ и уголь в 2023 году снизятся с рекордных максимумов 2022 года. Однако к 2024 году ожидается, что цены на уголь в Австралии и природный газ в США все еще будут вдвое выше средних цен за последние пять лет, а цены на природный газ в Европе могут быть почти в четыре раза выше. Прогнозируется значительное увеличение добычи угля, поскольку несколько крупных экспортеров наращивают объемы производства, и это ставит под угрозу достижение целей, связанных с изменением климата.
«Сочетание высоких цен на сырьевые товары и длительного обесценивания валют приводит к росту инфляции во многих странах, – заявил Айхан Косе, главный экономист Управления по вопросам справедливого роста, финансов и институтов и директор Группы прогнозов Всемирного банка, которая готовит доклад «Перспективы товарно-сырьевых рынков». – Директивные органы стран с формирующимся рынком и развивающихся экономик имеют ограниченные возможности для управления самым серьезным глобальным инфляционным циклом за последние десятилетия. Им необходимо тщательно выверять монетарную и налогово-бюджетную политику, четко доносить свои планы и быть готовыми к периоду еще большей волатильности на мировых финансовых и товарных рынках».
Ожидается, что в следующем году цены на сельскохозяйственную продукцию снизятся на 5 процентов. Цены на пшеницу в третьем квартале 2022 года упали почти на 20 процентов, но остаются на 24 процента выше, чем год назад. Снижение цен на сельскохозяйственную продукцию в 2023 году связано с тем, что мировой урожай пшеницы оказался лучше, чем ожидалось, поставки на рынке риса стабильны, а также с тем, что возобновился экспорт зерна из Украины. По прогнозам, цены на металлы в 2023 году снизятся на 15 процентов, главным образом вследствие более низких темпов роста мировой экономики и опасений по поводу замедления темпов роста в Китае.
Цены на сырьевые товары в перспективе подвержены многим рискам. Рынки энергоносителей испытывают значительные проблемы с предложением, поскольку в Европе усилится беспокойство по поводу доступности энергии в течение предстоящей зимы. Более высокие, чем ожидалось, цены на энергоносители могут отразиться на ценах на неэнергетические товары, особенно на продовольствие, что усугубит проблемы, связанные с отсутствием продовольственной безопасности. Более резкое замедление темпов роста мировой экономики также представляет собой один из ключевых рисков, особенно для цен на сырую нефть и металлы.
«Прогноз в отношении снижения цен на сельскохозяйственную продукцию предполагает учет целого ряда рисков, – отметил Джон Баффес, старший экономист Группы прогнозов Всемирного банка. – Во-первых, перебои в экспорте со стороны Украины или России могут вновь нарушить мировые поставки зерна. Во-вторых, дополнительный рост цен на энергоносители может привести к повышению цен на зерно и пищевое масло. В-третьих, неблагоприятные погодные условия могут снизить урожайность; 2023 год, вероятно, станет третьим годом подряд, когда будет ощущаться воздействие Ла-Нинья, из-за чего возможно снижение урожайности основных сельскохозяйственных культур в Южной Америке и на юге Африки».
Загрузить текст доклада: http://wrld.bg/J30F50Lic84.
Ссылка на данные и графики: http://wrld.bg/9psr50LhQm6