Внимательно ознакомился с документом. В целом, достаточно вменяемый и удобоваримый текст. Обозначены актуальные проблемы жизни страны, из чего следует, что декларируемый президентом принцип «слышащего государства» в определенной степени работает. Хотя временами создается впечатление, что государство (то есть, чиновничество) желает слышать то, что ему удобно, ибо наиболее острые, местами неприятные для власти проблемы не нашли свое отражение в программе. Об этом пишет Амиржан Косанов.
Пройдемся по тексту. Отрадно, что первый раздел «Справедливое государство» начинается с главы «Политическая модернизация». После 30-летнего засилья лозунга «Сначала экономика, потом – политика» такой многообещаюший разворот заслуживает одобрения.
Однако жаль, что начинается этот раздел не с Человека и Гражданина, а с… государственного аппарата (!). Есть в этом что-то от Фрейда: такое ощущение, что чиновники хотели увековечить себя любимых и подать соответствующий сигнал обществу: мы тут главные!
Несмотря на то, что в разделе много правильных и актуальных фраз, к нему есть вопросы. Например, программа гласит: «решения будут приниматься на основе консолидированной позиции народа и власти». Но кто и как будет вести «обязательный учет мнения граждан», которые «станут неотъемлемой частью государственного управления и процесса принятия решений». Не слишком ли общи тезисы о «слышащем государстве»? Не пора ли придать ему конкретные правовые черты? Скажем, если петиция на ту или иную тему поддержана определенным количеством граждан, то она обязательна для рассмотрения и принятия соотвествующего решения.
Конкретики требует и тезис — «Справедливый Казахстан, в первую очередь, подразумевает честное правосудие». Президенту ли не знать, как формируются списки претендентов на судейские должности? А почему бы гражданам их не избирать?
«Президент, избираемый на однократный семилетний срок, будет равноудален от всех общественно-политических сил». Но пока этого не чувствуется. Похоже, наоборот — всесильная бюрократия заключает президента в свои крепкие объятия: все меньше с его стороны острой (главное, персональной) критики в адрес подчиненных, да и поездки в регионы проходят по старому, потемкинско-назарбаевскому сценарию.
Несомненно, одна из позитивных новаций Токаева — возвращение выборов депутатов по смешанной системе (хотя 30 процентов для одномандатников явно маловато). И говоря «обеспечим справедливое формирование Парламента и маслихатов» — ни слова о реформе избирательной системы, и в первую очередь — о независимости избиркомов всех уровней от исполнительной власти.
«Создадим благоприятные условия для проведения цивилизованных, межпартийных и общественных дискуссий, обеспечения здоровой политической конкуренции…» — похвальное намерение, но оно не подкреплено реальными шагами: на экранах общенациональных телеканалов нет представителей оппозиции, не регистрируются их партии. Откуда же взяться реальной политической конкуренции?
Похоже, президент все еще уповает на Национальный курултай, непрозрачный механизм формирования которого так и остался «серым», и памятен он лишь заседанием, где температура восхваления Токаева зашкаливала. А при наличии реально многопартийного парламента, где присутствовала бы оппозиция, такие искусственные курултаи не нужны.
Кстати, с подозрением отношусь к сентенциям президента, что «личная преданность руководителям должна безвозвратно уступить место преданности народу и государству». Но именно те, кто отличился хвалебными речами в адрес второго президента, как раз и получили должности и награды.
Понятно, что в условиях экономического кризиса и ухудшения уровня жизни простых казахстанцев раздел «Справедливая экономика» вызывает наибольший интерес. Но пока Токаеву похвастаться здесь нечем. Нет четкой и ясной экономической программы, которая была бы основана не на благих, зачастую популистских пожеланиях, а на реальных цифрах и показателях.
«Под жестким контролем пройдет разгосударствление ценных активов, они не попадут в руки ограниченного числа лиц» — этот пункт токаевской программы, наверное, больше всего беспокоит граждан страны: без эффективного общественного контроля вместо назарбаевских нуворишей может появиться новая каста неприкасаемых хозяев жизни. Пока что даже там, где сменились менеджеры квазигосударственных структур, поступления в бюджет от продажи природных ресурсов не увеличились.
«Увеличим активы Нацфонда до 100 миллиардов долларов, обеспечим качественное управление фондом, его сохранность и достойный инвестиционный доход». Почему именно 100, а не 99 или 101? У меня всегда был определенный скепсис в отношение очень круглых цифр. Есть ли обоснованные расчеты? Кто и как может на семь лет вперед предсказать цены на углеводороды, от продажи которых и формируется Нацфонд? Знает ли президент, что сегодня Нацфонд — палочка-выручалочка для правительства, которой оно закрывает свои финансовые огрехи, не заботясь о будущих поколениях?
«Привлечем не менее 150 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций». Получается 21 миллиарду долларов в год. Помнится на 30-летии Независимости Назарбаев заявил: «Мы привлекли в страну около 350 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций». В среднем по 11 миллиардов долларов в год, это с учетом нескольких «тучных» лет. Сомневаюсь, что за следуюшие семь мы удвоим темпы их привлечения.
«Трудоустроим более 3,3 миллиона граждан, из них молодежи — не менее 2,3 миллиона человек». То есть, в течение семи лет, каждый день (!) должны создаваться по 1 300 новых рабочих мест! Реально ли? Судя по сюжетам гостелеканалов, где открытие очередного цеха с десятком-другим новых рабочих мест подается как достижение вселенского масштаба.
Есть вопросы и к разделу «Справедливое общество». «Запустим с 2024 года общенародную инициативу «Нацфонд – детям» с перечислением 50 процентов ежегодного инвестиционного дохода Нацфонда на накопительные счета детей до достижения ими 18 лет». А сколько это будет в конкретных цифрах?
«Обеспечим ежегодное перечисление не менее 7 процентов от чистого дохода фонда «Самрук-Қазына» в общественный фонд «Қазақстан халқына». А нужно ли такое перечисление? Вот, если бы учредителем этого фонда был бы реально многопартийный парламент с участием оппозиции, уверен, он бы и обеспечил эффективный контроль за его деятельностью.
«Главные ценности Справедливого Казахстана – его Независимость, территориальная целостность, унитарность, единство, патриотизм, трудолюбие, семейные ценности, история, народные традиции». А где демократические принципы, права человека, свобода слова, сменяемость и подотчетность власти обществу? Примечательно, что защита прав граждан рассматривается в одноименной главе исключительно через призму их отношений с правоохранительными органами! А про демократию в программе Токаева не упоминается ни разу.
«Преобразования такого исторического размаха требуют консолидации нации и усилий каждого из нас». К понятию «каждый из нас» относятся и те граждане, которые критически настроены к власти. Ибо чтобы поддержать благие начинания не обязательно петь осанну очередному президенту и создавать новый культ его личности. И чем раньше кандидат-президент поймет это, и превратит честных и неравнодушных граждан, которые не по разнарядке сверху или желая добиться каких-то преференции, искренне хотят перемен, в своих сторонников, тем реальнее будет построение Нового Казахстана.