Зарубежное кино закупалось в СССР на весьма специфических условиях. Во-первых, всевозможные комиссии тщательно изучали фильм на наличие капиталистической пропаганды, критики коммунизма и СССР, наличия американской символики и т.д. Крайне нежелательным был показ США в позитивном ключе, пишет «Еще один блог о кино и не только».
Во-вторых, Советский Союз не платил процентов от кассовых сборов. Платеж был фиксированным и весьма скромным по меркам кинобизнеса. Осуществлялась плата непосредственно в момент покупки фильма.
Очевидно, что такой подход никоим образом не способствовал приобретению кассовых хитов. Голливудским студиям, получавшим за свои блокбастеры сотни миллионов долларов, предложенные СССР деньги казались смехотворными. Так не попала на наши экраны вторая часть «Челюстей», несмотря на то, что в идеологическом плане лента была признана едва ли не безупречной: членам госкомиссии очень понравилась история про продажных полицейских и чиновников, не способных защитить население от злобной акулы, и, наоборот, мешающих благородному главному герою. «Челюсти-2» уже подготовили к советскому прокату, но в последний момент Universal Pictures все-таки отказалась продавать блокбастер за фиксированную плату.
Однако, без голливудского кино СССР не оставался. У нас показывали провалившиеся в Штатах фильмы: снявшие их студии были рады получить за них хоть какие-то деньги. При этом, качество фильмов очень часто оказывалось на высоте. Вот именно таким лентам и посвящена эта статья.
Ангар 18 (1980)
Фантастический боевик «Ангар 18» был снят режиссером Джеймсом Л. Конуэем, в наше время подвизающимся на ниве сериалов. В США фильм прошел незамеченным: лента не добралась до кинотеатров и сразу же была выпущена на видеокассетах.
Между тем, «Ангар 18» — это отличное кино на космическую тематику. В фильме рассказана история двух астронавтов, которые в момент приземления своего челнока стали свидетелями посадки НЛО. Вернувшись на Землю, астронавты пытаются разгадать тайну летающего объекта, который был захвачен американскими спецслужбами и отправлен в загадочный «Ангар 18». То, что узнают герои фильма, поделит их жизнь на «до» и «после».
Козерог-1 (1977)
Фильм о вымышленной экспедиции американских астронавтов на Марс, обыгрывающий знаменитый «Лунный заговор», просто не мог не заинтересовать советских чиновников от кинематографа. Кроме того, в США фильм с треском провалился, и его можно было приобрести за копейки.
«Козерог-1» продублировали на «Мосфильме» и в 1980 году выпустили на советские экраны. Фильм стал хитом в СССР: залы были забиты битком, многие зрители ходили на несколько сеансов за день.
Сюжет «Козерога-1» повествует о том, как высокопоставленные чиновники НАСА решают фальсифицировать готовящийся полет на Марс, после того, как выясняется, что система жизнеобеспечения корабля работает ненадлежащим образом.
Астронавты вплоть до запуска не подозревают, что планы руководства изменились. За пять минут до старта членов экипажа выводят из капсулы и отвозят на базу в пустыню. Ракета улетает к Марсу без экипажа. Астронавтам же предстоит участвовать в позорном «реалити-шоу», если же они откажутся сделать это, то «на Марсе произойдет ЧП».
«Бездна» (1977)
Еще один голливудский фильм 1977 года, попавший в советский прокат. В 1981 году «Бездну» в СССР посмотрело почти 38 млн. зрителей. Если бы такой результат был достигнут в США, фильм собрал бы больше, чем самые успешные блокбастеры.
«Бездна» — приключенческий фильм о поисках сокровищ по одноименному роману Питера Бенчли, автора знаменитых «Челюстей», экранизированных Стивеном Спилбергом.
По сюжету, молодая пара — Гейл (Жаклин Биссет) и Дэвид (Ник Нолти), прилетели на Бермудские острова, чтобы найти драгоценности с французского судна «Грифон», затонувшего в этих водах много веков назад. Но Гейл и Дэвид и не подозревали, что их приключение обернется столкновением с жестоким наркобароном Анри Клошем (Луис Госсетт-младший).
Вспышка (1984)
Детективный боевик малоизвестного режиссера Уильяма Таннена с Крисом Кристофферсоном («Конвой») в главной роли попал в советский прокат в 1985 году и произвел в нашей стране настоящий фурор.
Сюжет «Вспышки» весьма неординарен и может дать фору многим нашумевшим блокбастерам.
Логан и Уайт — агенты пограничного патруля. Их начальник, Брук, дает подчиненным задание — установить датчики движения в пустыне по запросу Федерального правительства.
При выполнении этого поручения Логан и Уайт обнаружили полузасыпанный песком джип, в котором находятся винтовка, 800 тыс. долларов и человеческий скелет. Агенты выясняют, что джип попал в аварию в 1963 году. Находка едва не стала для Логана и Уайта роковой. После того, как выяснилось, что водитель джипа был каким-то образом связан с убийством Кеннеди, ФБР начинает настоящую охоту за агентами…
«Полет навигатора» (1986)
В январе 1990 года в советский прокат вышел научно-фантастический фильм для подростков «Полет навигатора», снятый студией Walt Disney в 1984 году. Сказать, что этот фильм совершенно провалился в США нельзя: при бюджете в 9 млн, он собрал восемнадцать. Однако, студия, видевшая в «Полете навигатора» стопроцентный блокбастер, была разочарована таким результатом и с удовольствием согласилась продать «неликвид» в СССР.
В нашей стране фильм посмотрело больше 30 млн. человек. 12-летний юный навигатор Дэвид Фримэн становится почти столь же популярен среди советских детей и подростков, как Алиса Селезнева или Электроник.
«Полет навигатора» — это чудесное кино, которое и сегодня прекрасно смотрится. Особенно его можно порекомендовать детям.
Вот такие замечательные ленты провалились в США, но были восторженно встречены в СССР.