Наши ткани умеют восстанавливаться за счёт того, что в них есть клетки, способные к делению. Не все органы восстанавливаются в равной мере. Например, печень может заново отрастить едва ли не 75% своей массы, а вот если взять мозг, то там лишь сравнительно недавно обнаружили клетки, умеющие делиться, и пока неясно, насколько они вообще способы восстанавливать мозг. Но, так или иначе, делящиеся клетки есть и у него, пишет «Наука и жизнь».
И только в одном органе клеточное деление прекращается почти сразу после рождения — это сердце. Так происходит не только у человека, а вообще у всех млекопитающих. Хотя у некоторых видов зверей сердечные клетки могут размножаться какое-то время после рождения, у взрослых особей, к какому бы виду они ни принадлежали, сердце восстанавливаться не может вообще никак.
И если вдруг случается инфаркт с гибелью большого числа сердечных клеток, на их месте появляется соединительнотканный рубец, то есть просто шрам, который не проводит электрические сигналы и не сокращается, и потому послеинфарктное сердце со шрамом работает уже не в полную силу.
Исследователи давно пытаются понять, почему сердечные клетки перестают делиться. Одну из причин описывают в Developmental Cell сотрудники Питтсбургского университета. Они наблюдали за развитием мышиных кардиомиоцитов (то есть клеток сердечной мышцы) и вдруг обнаружили, что у них сильно уменьшается число ядерных пор: если во время внутриутробного развития их было в среднем около 1800–1900, то у клеток взрослого сердца их уже меньше 700. Ядерные поры — это специальные отверстия в мембране ядра, которые помогают общаться внутриядерной ДНК и обслуживающим её белкам со всей остальной клеткой. Ядерные поры устроены сложно, в них сидит целый комплекс белков, который следит за тем, что проходит из цитоплазмы в ядро, а что из ядра в цитоплазму — например, сигналы, управляющие активностью генов.