«Ленфильм» подготовил выставку «Динара Асанова — Незнакомка»

Масштабная выставка «Динара Асанова — Незнакомка» открывается в культурно—выставочном центре «Ленфильма», сообщают СМИ.

Фильмы Динары Асановой — это классика советского кинематографа, в 1970-е и 1980-е годы она рассказывала о жизни подростков так пронзительно и честно, как больше не делал никто. Одна из целей выставки, которая откроется 12 ноября, — познакомить широкую публику со всеми гранями таланта Асановой и ее наследием.

[tds_info]

24 октября советскому кинорежиссёру и актрисе Динаре Асановой исполнилось бы 80 лет. Она родилась 24 октября 1942 году в городе Фрунзе (ныне Бишкек).

После окончания школы Динара Асанова в 1960-1962 годах работала ассистентом режиссёра на киностудии «Киргизфильм», снялась в фильмах «Девушка Тянь-Шаня», «У каждого своя дорога», затем работала в группе Л. Е. Шепитько над фильмом «Зной».

В 1968 году Динара Асанова окончила режиссёрский факультет ВГИКа, где её наставниками были М. И. Ромм и А. Б. Столпер, диплом по специальности «Режиссёрское дело» она защитила в 1970 году, поставив по рассказу В. Г. Распутина короткометражную картину «Рудольфио».

С 1973 года — режиссёр киностудии «Ленфильм».

Дебютная полнометражная лента режиссёра «Не болит голова у дятла», снятая на киностудии «Ленфильм» и вышедшая на экраны страны в 1974 году, привлекла к Асановой внимание зрителей и критики.

Скоропостижно скончалась 4 апреля 1985 года в Мурманске — во время съёмок фильма «Незнакомка». Похоронена в Бишкеке на Ала-Арчинском кладбище.

Всесоюзную славу и признание Асановой принесла картина «Пацаны» (1983 год).

[/tds_info]

Кураторами выставки стала арт-группа Doping Pong — Анна Маугли и Дмитрий Мишенин, ранее курировавшие выставку «Виктор Цой. Путь героя» в Московском Манеже. Часть работы над экспозицией проходила в архивах киностудии «Ленфильм». Художники Doping-pong перебирали монтажные листы, находили давно забытые фотоснимки, держали в руках сценарии, где когда-то сама Динара Асанова делала пометки.

От друзей и соратников Динары Асановой кураторы выставки узнали, как девушке из Киргизии удалось запечатлеть Ленинград трогательнее, чем любой ленинградский кинорежиссер, как Асанова вовлекала в кино все свое окружение, как привязывалась к любимым актерам. Результатом такой кропотливой работы стал проект, который знакомит публику с глубиной таланта Асановой, исследует феномен универсальности и злободневности ее визуального алфавита, понятного всем поколениям и культурам.

Уже в холле культурно-выставочного центра гости найдут самые узнаваемые символы из картин Динары Асановой. Например, увидят ударную установку, за которую так отчаянно боролся Муха из «Не болит голова у дятла», и услышат барабанную дробь. А того самого дятла, который не давал покоя заносчивому соседу Мухи, можно будет обнаружить, наведя смартфон на одну из колонн в холле.

На лестничной площадке, по пути в выставочные залы, зрителей встретит одна из самых прекрасных героинь фильмов Асановой.

Отдельный зал выставки посвящен последнему фильму Динары Асановой «Незнакомка», который так и не был закончен. Здесь зрители увидят около пятидесяти минут оригинального материала, который был смонтирован более тридцати лет назад, и теперь, благодаря выставке, станет доступен широкому зрителю. Впервые на большом экране все желающие, а не только узкий круг ценителей, увидят уникальные кадры «Незнакомки», которые успела снять Асанова.

В зале «Doping Pong Dinara» гостей ждет выставка цифровой живописи. На картинах — переосмысленные образы из фильмов Динары Асановой в стерео-варио формате, созданные пионерами цифрового искусства России, арт-группой Doping pong. Здесь с помощью современной компьютерной живописи и лентикулярной печати оживают кадры из «Не болит голова у дятла» и сцены из фильма «Ключ без права передачи».

Один из самых необычных залов на выставке — пространство «Таймлайн». Зрители окажутся в атмосфере школьного класса и почувствуют себя школьниками, которые прогуливали уроки ради хорошего кино, где вместо географических или политических карт мира и таблицы Менделеева — фильмография Динары Асановой, а вместо портретов ученых на стенах — фотографии актеров, работавших с ней. А школьная доска станет окном в волшебный мир кино. Выставка продолжит работу до 15 января 2022 года.

 

Поделиться