В Узгене возле районной администрации проходит митинг против передачи водохранилища Кемпир-Абад Узбекистану. Видео в соцсетях распространили его участники.
На акцию протеста собралось около 200 человек, пишет 24.kg.
«Пришли с требованием, чтобы оставили Кемпир-Абад. По этому поводу ранее обращались и к президенту, главе ГКНБ, депутатам. Сегодня станут известны результаты. Надеемся на положительный итог», — сказал один из участников митинга.
Сегодня на заседании Жогорку Кенеша Садыр Жапаров призвал депутатов поддержать соглашение по государственной границе между Кыргызстаном и Узбекистаном.
По его мнению, выступивший ранее с докладом глава ГКНБ Камчыбек Ташиев разъяснил всю ситуацию.
«Вы видели, какие спорные участки перешли к нам. Я хочу обратиться к тем, кто беспокоится о том, что земля под Кемпирабадским водохранилищем уйдет узбекской стороне. Как было сказано в докладе Ташиева, 4 тыс. 127 гектаров земли под водохранилищем в 1965 году уже были обменены с узбекской стороной. Несмотря на это, некоторые создают шумиху, что земля под водохранилищем будет узбекской, если оно высохнет, и кричат, чтобы земля осталась Узгену. Но вода не высохнет еще веками», — сказал он.
Жапаров отметил, что если даже это произойдет, можно будет обменяться этими землями. «Они с удовольствием обменяются, им тоже не нужна земля с песком и камнями, там не посадишь ничего. Крикуны требуют, чтобы сегодня мы поменяли земли под водой на другие участки. Но у узбекских братьев тоже работает голова», — сказал президент.
По его мнению, поэтому узгенцам нельзя спешить. «Мы сможем обменять эти земли под водой хоть через год, 10 или 100 лет, но до этого необходимо самим пользоваться. Надо заключить сегодняшнее соглашение и поставить точку в вопросах границы. Решается вопрос границ не только по Узгену, но и по всей стране длиной в 1,5 тыс. км», — заявил Жапаров.
Президент призвал депутатов ответственно решить столь важный вопрос. «Я не говорю, что все, но есть некоторые депутаты, которые говорят, что не будут голосовать, обосновывая тем, что кабмин не решает их вопросы и не берет их кадры на работу. Если я или кабмин приходим в парламент с личными вопросами, вы можете не поддерживать. Но это вопрос целого государства и нацбезопасности», — добавил Садыр Жапаров.
На заседании Жогорку Кенеша сегодня депутаты обсуждают законопроекты «О ратификации Договора между Кыргызстаном и Узбекистаном об отдельных участках кыргызско-узбекской государственной границы и «О ратификации Соглашения между кабинетом министров КР и правительством РУз о совместном управлении водными ресурсами Кемпирабадского (Андижанского) водохранилища».
Во время обсуждения с Узбекистаном среди депутатов и народа вопросы вызвало Кемпир-Абадское водохранилище, сказал 17 ноября депутат Жанарбек Акаев («Альянс») на заседании Жогорку Кенеша.
Депутат рассказал о трех вопросах тех, кто, по его словам, недоволен соглашением:
«Первое, что волнует народ: если в будущем власть сменится, президент Узбекистана сейчас хорошо относится, но если он уйдет, то после него могут сказать, что земля под водой тоже их, могут закрыть проволокой в селах в Узгене рядом с автодорогой Бишкек–Ош. Если там пограничники будут с оружием стоять, будут конфликты, то что тогда будет? Вот что волнует народ.
Второе. Народ предложил, чтобы водой пользовались они, а земля под водой была нашей.
Третье. Написано, что узбекская сторона будет пропускать кыргызскую сторону в комиссии через паспортный контроль. И еще вопрос Гавасая. Гавасай – это каменная, горная земля. Почему мы должны воду обменивать на такую землю? Такие вопрос есть среди народа.
Также президент сказал, что если что, можно будет обменять земли. Но в соглашении написано, что она не подлежит денонсации. Этим соглашением мы ставим точку», — сказал Жанар Акаев.
«Ваши слова – это слова популистов. Во-вторых, вы говорите, почему мы обмениваем Кемпир-Абад на Гавасай. Никто не обменивает Кемпир-Абад на Гавасай. Читайте документы. Там Гавасай отдается в качестве компенсации непостроенному каналу с левой стороны водохранилища. Кто сказал, что Гавасай — никому не нужная, каменная земля? Это прекрасное место – горная, пастбищная, это сердце народа. Как вы говорите, что ненужная земля, это популистское высказывание. Каждый камень нужен Кыргызстану.
Вы говорите про смену власти. А почему тогда принимаем закон? Вы издаете закон. Если вы поставите подпись, то мы же должны исполнять закон. А у международных документов есть свои обязательства. Поэтому мы пишем все в законе, чтобы все прошло законно. Узбекистанцы тоже так делают со своей стороны.
Вы говорите, что денонсации не подлежит. Но если две стороны проведут переговоры, то возможно денонсировать любой документ», — сказал глава ГКНБ Камчыбек Ташиев.
«Вы сказали про соглашение 1965 года. Протокол был юридически в силе?» — спросил депутат Чингиз Айдарбеков («Альянс») на заседании Жогорку Кенеша.
«Потому что в силе был, Кемпир-Абад был построен. Или на каком документе было построено? Не просто так же построили. Какие были процедуры в Сюзе, это дело истории. Но фактически Кемпир-Абад стоит сейчас», — сказал Ташиев.
Айдарбеков сказал, это соглашение не было в силе. «Был подписан главой Кабмина, но президиум Жогорку Кенеша на тот момент не принимал. Здесь не было обмена, а есть слово «компенсация». Уже несколько раз было сказано. Я желаю вам удачи. Я верю, что мы примем правильное решение», — сказал Айдарбеков.