Семь тощих коров Касым-Жомарта Токаева или как тотальная коррупция привела Казахстан в эпоху техногенных катастроф

Автор -

    Сон фараона про семь тощих коров, которые сожрали семь тучных, был истолкован ветхозаветным Иосифом как предсказание голодного периода после эпохи изобилия. Сразу же после ухода НАЗАРБАЕВА с поста президента в Казахстане начались крупные неприятности, говорится в статье Марата Асипова на ratel.kz.

    Стали взрываться армейские склады, в авиакатастрофе погибли люди, случились массовые беспорядки, едва не закончившиеся государственным переворотом – можно долго перечислять потрясения последних трех лет.

    И вот теперь начала разваливаться коммуналка.

    Из-за аварии в Экибастузе был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Напомню, что в этом городе добывают энергетический уголь, и каждый четвертый киловатт в Казахстане вырабатывается на экибастузских электростанциях.

    И вот теперь город энергетиков, где самая высокая в Казахстане концентрация специалистов соответствующего профиля, сам остался без тепла и света. В мирное время.

    Сон фараона про семь тощих коров, которые сожрали семь тучных, был истолкован ветхозаветным Иосифом как предсказание голодного периода после эпохи изобилия.

    Сразу же после ухода НАЗАРБАЕВА с поста президента в Казахстане начались крупные неприятности.

    Стали взрываться армейские склады, в авиакатастрофе погибли люди, случились массовые беспорядки, едва не закончившиеся государственным переворотом – можно долго перечислять потрясения последних трех лет.

    И вот теперь начала разваливаться коммуналка.

    Причем о неизбежности обвального разрушения инфраструктуры специалисты предупреждали еще в начале нулевых. Еще в 2006 году экономист Канат БЕРЕНТАЕВ заявил, что практически вся инфраструктура, электроэнергетика, жилищно-коммунальное хозяйство находятся на пределе своих возможностей.

    Похоже, этот предел уже наступил.

    Есть всего одна причина, почему это происходит.

    Это коррупция.

    Казалось бы, какая связь между свадьбой сына акима Кызылординской области и аварией в Экибастузе? Конечно, высокопоставленные гости и члены клана НАЛИБАЕВЫХ, погулявшие в отеле The Ritz-Carlton на пару-тройку сотен миллионов тенге, не дырявили трубы экибастузских теплотрасс, чтобы случилась утечка воды. Но зато аким области задает тренд всему казахстанскому чиновничеству, как надо относиться к стране и государственной службе.

    Просто напомню, что аким Нурлыбек НАЛИБАЕВ отказался объяснять, сколько денег было потрачено на свадьбу, сославшись на Конституцию, гарантирующую ему неприкосновенность частной жизни.

    Таким образом, любой чиновник в Казахстане свято верит, что может тратить суммы, многократно превышающие его зарплату, спрятавшись в конституционном домике.

    В «Отбасы банке» для начальства арендовали суперлимузин и платили за это под три миллиона в месяц. Напомню, что акциями банка владеет национальная компания.

    В компании «Досжан Темир Жолы» половина бюджета, предназначенного для обслуживания железной дороги Шар-Усть-Каменогорск, выводилась по самой примитивной схеме. Директор сервисной фирмы заключал договор сам с собой, чтобы ремонтировать советскую технику 70-80 годов прошлого века. Причем в год на ремонт каждой единицы уходило столько, что можно было бы просто заменить изношенный автопарк новыми машинами.

    Сколько денег из тарифа на киловатт-час или гигакалорию тратится на бонусы руководителям электро- и тепловых станций, является самой страшной тайной. Можно только догадываться, какие суммы на поставках тех же самых лопающихся труб распиливаются по фирмочкам, социально близким к владельцам станций и чиновникам.

    Закон сохранения материи неумолим. Если чиновник носит дорогие часы, стоимость которых превышает его доход за много лет непорочной службы, значит, в Казахстане неизбежно будут замерзать города, взрываться склады боеприпасов, самолеты врезаться в дома, построенные в запретных зонах, а дети умирать от недостатка лекарств.

    И это все потому, что золотой унитаз важнее, чем национальная безопасность.

    Полковник Николай ОРАКЕВ в 2013 году вступил в непримиримый конфликт с могущественным кланом в министерстве обороны, которое возглавлял ближайший сподвижник Назарбаева Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ. Клан в прямом и переносном смысле пилил снаряды и бюджеты, предназначенные для утилизации боеприпасов. За это Оракеев сел в тюрьму, где потерял здоровье. Геннадия БЕНДИЦКОГО, предавшего огласке этот и множество других фактов коррупции, подвергли унизительным судам о защите чести и достоинства, а после смерти его дом обыскали полицейские, отняв у детей Гены компьютеры и гаджеты. А через несколько лет боеприпасы рванули, причем сразу после президентских выборов 2019 года, на которых победил Касым-Жомарт ТОКАЕВ.

    Мы подошли к критическому пределу. Назарбаеву повезло, что советская инфраструктура имела гигантский запас прочности, который позволил его окружению бездумно распиливать миллиарды сырьевых долларов.

    Кроме того, коррупция физически выталкивает из страны настоящих специалистов, которые могут возражать начальству, потому что дело для них важнее, чем новый Bentley топ-менеджера компании.

    И вот теперь мы наблюдаем, как тощие коровы на наших глазах пожирают тучных коров.

    Наверное, во времена фараонов было попроще. Правитель Египта послушался Иосифа и забил склады продовольствием.

    В нашей же ситуации даже стопроцентный возврат нелегально выведенных капиталов не решит надвигающихся проблем – и эти деньги распилят точно так же, как их в свое время выпиливали из Национального фонда.

    Ничего не изменится, если вновь избранный президент Токаев не начнет реальную борьбу с коррупцией.

    Просто мы все должны понять, что воровство в Казахстане и есть та самая чрезвычайная ситуация.

    А аварии и массовые беспорядки – это только разные формы ее проявления.

    Поделиться