В заключительном заявлении излагаются предварительные выводы персонала МВФ по завершении официального визита персонала МВФ (или «миссии»), в большинстве случаев в страну-член МВФ.
Миссии проводятся в рамках регулярных (обычно ежегодных) консультаций в соответствии со Статьей IV Статей соглашения МВФ, в связи с просьбой об использовании ресурсов МВФ (заимствовании у МВФ), в рамках обсуждений программ, осуществляемых при мониторинге персонала МВФ, или в рамках других видов мониторинга персоналом экономической ситуации.
Официальные органы дали согласие на публикацию настоящего заявления. Взгляды, выраженные в настоящем заявлении, принадлежат персоналу МВФ и не обязательно отражают точку зрения Исполнительного совета МВФ. На основе предварительных выводов проведенной миссии персонал подготовит доклад, который, после утверждения руководством, будет представлен Исполнительному совету МВФ для обсуждения и принятия решения, сообщается на сайте МВФ.
Недавние события, перспективы экономического развития и риски
1. Экономика Кыргызской Республики продемонстрировала устойчивость перед лицом вторичных эффектов, обусловленных войной в Украине. За первые десять месяцев этого года реальный ВВП вырос на 7 процентов за счет добычи золота, транспорта, торговли и сельского хозяйства. Устойчивость России к санкциям и неожиданная миграция капитала и рабочей силы из России в Кыргызскую Республику вероятно на данный момент снизили остроту негативных вторичных эффектов, связанных с войной. Темпы инфляции в октябре выросли до 15,4 процента (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года) в основном из-за высоких мировых цен на продовольствие и топливо, однако базовая инфляция также выросла до двузначных значений. За первые девять месяцев 2022 года объем импорта увеличился почти на 80 процентов, отчасти из-за роста цен на нефть, а также по причине роста транзитной торговли, в то время как объем экспорта золота был незначительным, поскольку большая часть внутреннего производства золота была приобретена НБКР. Чистый приток денежных переводов из-за рубежа сократился на 12,8 процента в период по сентябрь включительно по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а международные резервы сократились до уровня ниже четырех месяцев предполагаемого импорта.
2. Перспективы роста подвержены значительной неопределенности . По прогнозам, темпы роста в этом году снизятся с 7 процентов в течение периода по октябрь включительно до 5,5 процента к концу года и до 3,5 процента в следующем году, поскольку прогнозируемый спад в России начинает оказывать давление на экономику Кыргызстана, в то время как добыча золота на руднике Кумтор выходит на производственную мощность, а в сельскохозяйственном секторе происходит замедление после исключительно высоких темпов роста. Ожидается, что в этом году темпы инфляции будут сохраняться на повышенном уровне около 15 процентов в связи с существенным ростом зарплат и временным повышением спроса, вызванным притоком российских мигрантов, и замедлятся примерно до 10 процентов только к концу 2023 года по мере снижения цен на продовольствие и энергоносители и сокращения денежных переводов в связи с замедлением темпов роста в России. В среднесрочной перспективе прогнозируется, что темпы роста ВВП выйдут на свой потенциальный уровень около 4 процентов, а темпы инфляции вернутся к средним одноразрядным значениям благодаря поддержке со стороны должным образом выверенной денежно-кредитной политики. Незамедлительное возобновление экспорта золота имеет решающее значение для снижения дефицита счета текущих операций до устойчивого уровня.
3. Риски в основном имеют негативный характер . Более значительное сокращение российской экономики может привести к замедлению темпов роста и сокращению объема денежных переводов, а также к возвращению трудовых мигрантов. Вытекающее из этого сокращение размера располагаемых доходов в сочетании с высоким уровнем инфляции, в случае если она примет затяжной характер, может привести к росту и без того повышенного уровня бедности. Без дополнительного бюджетного пространства и льготного финансирования новые крупные инфраструктурные проекты, такие как строительство железной дороги, соединяющей Китай, Кыргызстан и Узбекистан, а также строительство гидроэлектростанции «Камбарата-1», приведут к еще большему увеличению размера государственного долга. Эти риски могут усугубиться в случае эскалации региональных конфликтов, наступления новой волны пандемии, появления дефицита электроэнергии по причине устаревания инфраструктуры электроснабжения, или устойчивого снижения цен на золото. С позитивной стороны, новая волна иммиграции из России может улучшить краткосрочные перспективы роста.
Налогово-бюджетная политика
4. Ожидается существенное увеличение дефицита бюджета. По оценкам, в 2022 году дефицит сектора органов государственного управления, включая кредиты ГП в энергетическом секторе, увеличится до 5,2 процента ВВП с 0,8 процента в прошлом году и останется на уровне чуть ниже 5 процентов ВВП в среднесрочной перспективе. Исключительные усилия официальных органов в области администрирования налогов привели к существенному улучшению собираемости доходов в 2022 году, однако расходы выросли на гораздо большую величину по причине значительного увеличения зарплат в государственном секторе, пенсий и государственных инвестиций в течение года. Начиная с 2023 года и далее в результате проявления последствий повышения заработных плат и пенсий за полный годичный период дефицит будет оставаться на повышенном уровне, несмотря на запланированное сокращение инвестиционных расходов, финансируемых из внутренних источников. Последнее может ослабить экономический рост в связи с большими потребностями в инфраструктурных инвестициях. В то же время, учитывая ограниченное внешнее финансирование, привлечение около 4 процентов ВВП в год на узком внутреннем рынке облигаций в целях покрытия дефицита бюджета может оказаться серьезным вызовом и потребовать значительных затрат. Официальным органам следует осуществлять активный поиск внешнего льготного финансирования.
5. Без бюджетной консолидации государственный долг будет постепенно увеличиваться с 58 процентов ВВП в 2022 году до 61 процента ВВП в 2027 году . Миссия рекомендует в качестве «якоря» налогово-бюджетной политики ориентироваться на поддержание государственного долга на уровне ниже 60 процентов ВВП в среднесрочной перспективе и его дальнейшее сокращение в последующие периоды для восстановления бюджетных резервов на случай будущих шоков. Это предполагает снижение первичного дефицита бюджета с предполагаемого уровня 4,2 процента ВВП в 2022 году до 1 процента ВВП к концу 2027 года. Дополнительные доходы могут быть получены за счет сокращения налоговых льгот, укрепления налогообложения в области электронной торговли, корректировки отдельных налогов с учетом инфляции, повышения акцизов на табачные изделия и нефтепродукты, а также дальнейшего совершенствования налогового администрирования за счет электронной подачи документов, регистрации налогоплательщиков, проведения аудита на основе оценки рисков и расширения использования кассовых аппаратов. Реформа налогового кодекса 2021 года представляет собой упущенную возможность для реализации некоторых из этих мер, и к ней следует вернуться. Кроме того, поскольку золотодобывающее предприятие «Кумтор» теперь стало полностью государственным, на него должно распространяться действие того же самого налогового режима, который действует в отношении других золотодобывающих предприятий, а направление его дивидендов в бюджет обеспечит столь необходимые бюджетные ресурсы. Налоговая амнистия или новые льготные налоговые режимы могут привести к дополнительным выпадениям доходов. МВФ готов оказать техническую помощь в проведении реформ в области налоговой политики и налогового администрирования.
6. Дополнительное бюджетное пространство может быть сформировано за счет сокращения расходов и более эффективного управления государственными финансами (УГФ) . Размер фонда оплаты труда можно сдерживать путём сокращения общей численности сотрудников через их естественную убыль, ограничения индексации заработных плат до уровня ниже инфляции, а также рационализации системы занятости и оплаты труда в государственном секторе. Постепенное повышение тарифов на электроэнергию и проведение реформ в энергетике позволили бы сократить размер субсидий и обеспечить экономию бюджетных средств, часть которых следует потратить на адресную социальную помощь наиболее уязвимым слоям населения. Данные меры должны быть дополнены реформами в области УГФ, направленными на совершенствование процесса подготовки и исполнения бюджета, включая управление фондом оплаты труда, обеспечение его прозрачности, а также на ограничение внебюджетных фондов, таких как Стабилизационный фонд. Повышение эффективности социальной защиты должно стать приоритетной задачей в целях недопущения дальнейшего роста бедности.
Денежно-кредитная, курсовая политика и политика в финансовом секторе
7. Несмотря на давление спроса, в конце ноября НБКР понизил свою учетную ставку на 100 базисных пунктов до 13 процентов . Высокие цены на продовольствие и топливо, иммиграция из России и сильный рост ВВП и заработных плат вероятно приведут к сохранению повышенного инфляционного давления в ближайшие месяцы. Миссия рекомендует жесткую денежно-кредитную политику и дальнейшее сокращение ликвидности до того пока инфляция не окажется на строго понижающейся траектории. Действенность денежно-кредитной политики может быть усилена за счет снятия ограничений в отношении процентных ставок на аукционах по продаже векселей НБКР, совершенствования координации между денежно-кредитной и налогово-бюджетной политикой и управлением ликвидностью, а также сдерживания субсидированного государственного кредитования. Все банки, включая частные, должны иметь равный доступ к любым подобным программам.
8. Учитывая возрастание рисков в отношении перспектив экономического роста, гибкость обменного курса приобретает ключевую значимость с точки зрения смягчения потенциальных шоков . Однако, для обеспечения конкурентоспособности в среднесрочной перспективе также потребуется проведение структурных реформ для долгосрочного решения. В настоящий момент происходит постепенное сворачивание экстренных мер, принятых во время пандемии, что является отрадным событием, при этом ограничение в отношении экспорта иностранной валюты финансовыми учреждениями остаётся в силе. Масштабные закупки золота со стороны НБКР приводят к вливанию ликвидности на внутреннем рынке, что противоречит первостепенной задаче по снижению темпов инфляции и влечет за собой значительные затраты на стерилизацию. Они также подрывают экспорт и приводят к концентрации резервных активов в золоте. Миссия рекомендует прекратить закупки золота со стороны НБКР и возобновить экспорт золота без участия НБКР, что крайне важно для обеспечения устойчивости платежного баланса.
9. Парламент отклонил большинство предложенных поправок к закону об НБКР, которые были подготовлены в соответствии с рекомендациями по результатам оценки защитных механизмов в 2020 году . Новый закон теперь предусматривает надлежащие механизмы рекапитализации и распределения прибыли, что является важным достижением, но при этом в нем отсутствуют положения о большинстве членов Правления НБКР без исполнительных полномочий и Комитете по аудиту или положения о сворачивании операций, являющихся непрофильными для центрального банка. Данные положения чрезвычайно важны для укрепления надлежащего управления и независимости центрального банка, и их следует внести в закон в самые короткие возможные сроки. НБКР следует продолжить реализацию мер по выводу банка «Керемет» из состава своей собственности и разработать стратегию по отчуждению Гарантийного фонда. а Обеспечение соблюдения жестких ограничений в отношении кредитования организаций, не поднадзорных НБКР, также имеет чрезвычайно важное значение.
10. Банковский сектор сохраняет высокий уровень ликвидности и капитализации, однако усиливающаяся неопределенность требует бдительности со стороны надзорных органов . В сентябре 2022 года доля необслуживаемых кредитов (НОК) выросла до 12,8 процента объема кредитов банковской системы и может продолжить увеличиваться в случае замедления темпов роста экономики. НБКР следует выработать стратегию урегулирования НОК и быть готовым к оказанию поддержки ликвидности платежеспособным банкам при необходимости. Растущий объем внутренних заимствований со стороны Правительства может привести к ограниченной доступности кредитов для частного сектора, однако банки демонстрируют устойчивость к шокам процентных ставок, поскольку большая часть государственных облигаций удерживается до погашения. Изоляция крупнейших российских банков от западной финансовой системы привела к росту стоимости корреспондентских банковских услуг, но это, по всей видимости, не является существенным препятствием для осуществления трансграничных платежей.
Структурные реформы
11. Надлежащее управление может оказать преобразующее воздействие на инвестиции и рост . Новые законы и подзаконные акты должны быть направлены на минимизацию коррупционных рисков, усиление конкуренции, предотвращение возникновения государственных монополий и повышение прозрачности и подотчетности государственного сектора. Цифровизация в области налогового администрирования и обеспечение доступа к декларациям о доходах и имуществе государственных должностных лиц для граждан стали важными шагами, однако система управления ГП нуждается в совершенствовании. Выработка комплексной политики в отношении участия в капитале ГП и надзора за ними помогла бы определить, какие ГП служат важным общественным интересам и поэтому должны оставаться в собственности государства, а из каких лучше выйти, чтобы сократить размер государственного присутствия в экономике. Основа ПОД/ФТ нуждается в укреплении, в том числе за счет совершенствования мониторинга трансграничных операций с целью выявления и взыскания средств, полученных коррупционным путем.
12. Проект поправки к закону о государственных закупках, согласно которому предлагается исключить конкурентные тендерные процедуры, в случае принятия приведет к подрыву беспристрастности системы закупок и существенному повышению коррупционных рисков. Это повлечет за собой нецелевое использование государственных средств, дальнейшее ухудшение инвестиционного климата и может поставить под угрозу доступ к столь необходимому льготному внешнему финансированию. Более того, миссия рекомендует включить ГП в сферу применения закона о государственных закупках. Следует обеспечить публикацию полных текстов договоров о государственных закупках, а также информации о личностях бенефициарных владельцев, включая в отношении всех экстренных расходов, произведенных во время пандемии, как того требуют обязательства, взятые в рамках РФИ/РКФ.
13. Поиск ответов на вызовы, связанные с изменением климата, позволит открыть новые возможности для более устойчивого и инклюзивного роста . Для укрепления устойчивости Кыргызская Республика нуждается в собственной политике в области адаптации к изменению климата. Это требует создания бюджетного пространства для дополнительных государственных расходов на «зеленые» инвестиции, здравоохранение, подготовку кадров и образование, а также механизмов социальной защиты. Несмотря на небольшой углеродный след, страна также должна внести свой вклад в глобальные усилия по смягчению последствий изменения климата путём снижения уровня загрязнения воздуха, почвы и воды, расширения использования возобновляемых источников энергии и повышения тарифов на электроэнергию до уровня окупаемости затрат, что позволит привлекать частные инвестиции в экологичные способы выработки энергии.
Миссия выражает благодарность официальным органам за открытые и конструктивные обсуждения и оказанное гостеприимство.