Оглядываясь назад, мы в конечном итоге променяли кнопку «Неужели?» на кнопку «Мне нравится». И это было огромной ошибкой, говорится в статье Slate.
Двадцать пять лет назад, 3 декабря 1997 года, изобретатель Всемирной паутины Тим Бернерс-Ли выступил с докладом на встрече W3C в Лондоне. Его речь была примечательна тем, что в ней он рассказывал о ранней паутине, ее первоначальном развитии и высказал свои мысли о будущем.
Одна из идей, которую Бернерс-Ли выдвинул в своем выступлении — идея, над которой он размышлял более года, — была, несомненно, блестящей. Он предложил оснастить каждый браузер кнопкой, которую он назвал «Неужели?» (oh yes?). Идея заключалась в том, что мы все начнем подтверждать доверие к информации с помощью подписанных метаданных, когда будем перемещаться по Интернету. В некотором смысле наш обычный просмотр веб-страниц создаст гигантский банк доверия. «Когда у нас это будет, мы сможем просить у компьютера не только информацию, но и обоснование того, почему мы должны ей верить» — сказал он.
Представьте себе кнопку «Неужели?» в вашем браузере. Вот вы смотрите на фантастически выгодный товар, который может стать вашим всего лишь благодаря вводу данных кредитной карты и нажатию кнопки. «Неужели?» — думаете вы. Нажимаете соответствующую кнопку. Спрашиваете свой браузер, почему вы должны этому верить. Он, в свою очередь, может запросить у сервера некоторые полномочия: возможно, подпись для документа или список документов, в которых выражено, для чего подходит этот ключ. Эти документы будут подписаны. Ваш браузер переписывается с сервером, ища способ убедить вас, что страница заслуживает доверия для покупки. Возможно, он найдет рекомендацию от журнала, который, в свою очередь, был одобрен другом. Возможно, он найдет подтверждение от банка продавца, который, в свою очередь, получил подтверждение от вашего банка. А может быть, он вообще не найдет причин для того, чтобы вы поверили в то, что видите.
Кнопка «Неужели?», следует отметить, не была действительно предназначена для проверки информации или поиска «истины». Бернерс-Ли не предполагал, что онтологическая уверенность возникнет в результате ранжирования веб-мобом сайтов, распространяющих наиболее точную информацию. Скорее, кнопка «Неужели?» предлагала бы более парадигматическую истину — то есть, разумное приближение к тому, считалось ли что-то, что вы прочитали в Интернете, в целом достоверным для большинства людей.
Кнопка «Неужели?» представляла собой раннее предупреждение о том, что в будущем нам всем придется быть более скептичными в киберпространстве. Это было также признанием того, что в будущем Интернет, вероятно, будет использоваться для того, чтобы одурачить нас с определенной регулярностью. Политики, продавцы, преступники, злоумышленники и лжецы будут в изобилии вокруг нас, и нам понадобится простой способ противостоять им при ежедневном просмотре информации.
Если бы это произошло, многие проблемы, которые сегодня мучают Интернет и социальные сети — например, обвинения в фейк-ньюс — были бы решены с самого начала.
Однако, в конечном итоге, кнопка «Неужели?» так и не появилась в наших браузерах. Слишком много факторов выступили против нее. В своем первоначальном примере Бернерс-Ли отметил, что это прямой вызов рекламе. По мере того, как Интернет становился все более коммерческим, идея о том, что простое нажатие кнопки может раскрыть парадигмальную истину о рекламируемых утверждениях любого продукта, представляла почти экзистенциальную угрозу его полезности в качестве средства продажи. Кнопка «Неужели?» также могла привести к росту напряженности и споров по мере развития Интернета в сторону социальных сетей. Представьте себе гнев, который разгорелся бы, если бы вы сообщили своему сумасшедшему дяде, что кнопка «Неужели?» вашего браузера информирует вас о последнем заговоре в Facebook.
Кнопка «Неужели?», при всем ее восхитительном скептицизме, также содержала важный недостаток, который проявится только в эпоху алгоритмов. Поскольку каждый из наших браузеров будет независимо накапливать подписанные метаданные, основанные на различном использовании веб, каждая из наших кнопок «Неужели?» будет представлять нам отдельные, уникальные парадигмальные истины. Точно так же, как не существует двух совершенно одинаковых лент социальных сетей, вероятно, что и две кнопки «Неужели?» не дадут идентичных результатов. Бернерс-Ли в 1997 году был слишком оптимистичен в отношении возможности накопления и распространения общей реальности в будущем. Теперь мы знаем, что предпочитаем алгоритмы социальных сетей, направляющие нас в миры, где наши предубеждения и убеждения не требуют скептицизма. Зачем кому-то нажимать на кнопку «Неужели?» чтобы проверить уморительный политический мем, подтверждающий именно то, что и так известно нам как правда? Зачем портить удовольствие?
Оглядываясь назад, мы в конечном итоге променяли кнопку «Неужели?» на кнопку «Мне нравится». И это было огромной ошибкой.