Кабинет министров разработал новый проект закона о противодействии коррупции. На заседании комитета Жогорку Кенеша по бюджету, экономической и фискальной политике 23 января проект представила заместитель генерального прокурора Умуткан Конкубаева.
Согласно документу, целью противодействия коррупции является искоренение коррупции в системе государственного управления и местного самоуправления, а также в частном секторе.
Основными задачами являются:
— обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
— повышение уровня правового сознания и правовой культуры в системах государственной и муниципальной служб, укрепление законности, формирование в обществе атмосферы нетерпимого отношения к коррупции;
— определение мер и механизмов противодействия коррупции;
— выявление и устранение условий и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений, ликвидация их последствий;
— укрепление взаимодействия субъектов противодействия коррупции;
развитие международного сотрудничества по противодействию коррупции.
Субъектами коррупционных правонарушений являются:
— лица, занимающие государственные и муниципальные должности, предусмотренные реестром государственных и муниципальных должностей КР;
— должностные лица органов судебной власти, члены Совета судей, Совета по делам правосудия;
— руководители и работники учреждений, организаций и предприятий, деятельность которых финансируется из бюджетов бюджетной системы КР, государственных и муниципальных учреждений и предприятий, функционирующих на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования, а также иных юридических лиц с государственной долей участия;
— председатель Национального банка и его заместители, члены правления и служащие Нацбанка;
— лица, не обладающие статусом государственного и муниципального служащего, но при этом осуществляющие трудовую деятельность в государственных органах и органах местного самоуправления.
Иные субъекты коррупционных правонарушений:
— физические и юридические лица, включая их должностных лиц и работников, противоправно предоставляющие материальные и иные блага и неправомерные преимущества лицам, указанным в настоящей статье, или при участии этих лиц другим лицам, или осуществляющие подкуп данных лиц, включая иностранных граждан и организации;
— адвокаты, аудиторы и нотариусы, профессиональные оценщики;
организации и физические лица, участвующие в государственных закупках.
Субъекты противодействия коррупции:
— президент;
— Жогорку Кенеш;
— кабинет министров;
— органы прокуратуры;
— уполномоченный государственный орган по предупреждению коррупции;
— правоохранительные органы и органы судебной власти.
Отмечается, что противодействие коррупции является обязанностью всех государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих в пределах их функций и полномочий.
Для совершенствования основных направлений государственной политики в области противодействия коррупции при президенте может быть образован консультативно-совещательный орган, в состав которого могут входить:
— депутаты Жогорку Кенеша;
— руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления;
— бизнес-омбудсмен;
— представители государственных организаций и учреждений;
— представители бизнес-сообщества;
— представители гражданского общества;
— представители академических и научных кругов;
— представители международных партнеров по развитию.
Деятельность консультативно-совещательного органа направлена на выполнение задач по выработке основных направлений государственной политики в области противодействия коррупции, разработке государственной стратегии по противодействию коррупции и национального плана мероприятий по ее реализации, осуществлению мониторинга и оценки эффективности выполнения государственной антикоррупционной стратегии.
Также при Генеральной прокуратуре образуется координационный совет руководителей правоохранительных, фискальных и других государственных органов, органов местного самоуправления по вопросам противодействия коррупции.
В состав координационного совета по противодействию коррупции могут быть включены руководители:
— кабинет министров;
— комитет Жогорку Кенеша, к ведению которого относятся вопросы противодействия коррупции;
— секретариат Совета безопасности;
— Счетная палата;
— правоохранительные органы;
— соответствующие министерства и ведомства.
Государственные органы и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие обязаны информировать органы прокуратуры и уполномоченные государственные органы по противодействию коррупции о ставших им известными фактах несоблюдения государственными или муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
В случае установления признаков коррупционных правонарушений в действиях должностных лиц, государственных и муниципальных органов, а также лиц, приравненных к ним, материалы передаются в органы прокуратуры или правоохранительные органы для принятия мер, предусмотренных законодательством.
Руководители госорганов, органов МСУ, государственных и муниципальных учреждений, организаций и предприятий в установленном законом порядке несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по предупреждению коррупционных правонарушений.
В целях недопущения лицами, занимающими государственную или муниципальную должность, членами Совета судей, Совета по делам правосудия, сотрудниками Национального банка, лицами, не обладающими статусом государственного и муниципального служащего, но при этом осуществляющие трудовую деятельность в государственных органах и органах местного самоуправления, уполномоченными на выполнение государственных функций, приравненными к ним должностными лицами, совершения коррупционных правонарушений, которые могут привести к использованию ими своих полномочий в личных и/или иных неслужебных интересах, указанные лица принимают на себя ограничения, запрещающие:
-заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;
— осуществлять деятельность, не совместимую с выполнением государственных функций; заниматься лично, через доверенных и/или аффилированных лиц предпринимательской деятельностью;
— оказывать содействие супруге, близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение; — участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм, использовать свое служебное положение для содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности с получением в обмен за это любых выгод для себя или третьих лиц;
— быть поверенным или иным представителем по делам третьих лиц в государственных органах и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено законами;
— создавать политические партии, общественные объединения и иные организации в связи со своей служебной деятельностью и в служебное время участвовать или оказывать содействие в какой-либо форме в их деятельности;
— использовать служебную и иную информацию, не подлежащую официальному распространению, в целях получения или извлечения имущественных и неимущественных благ и преимуществ;
— использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения и другое имущество, предназначенное только для служебной деятельности;
— принимать в связи с выполнением должностных обязанностей не предусмотренные законодательством вознаграждения (денежные средства или иное имущество, нематериальные активы, преимущества, льготы или услуги) и подарки от физических и юридических лиц за действия (бездействие) в пользу лиц, их предоставивших, либо третьих лиц, если такие действия входят в служебные полномочия служащих или в силу должностного положения могут способствовать таким действиям (бездействию);
— совершать от имени государственных (муниципальных) организаций и учреждений сделки с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, собственниками имущества или аффилированными лицами, в которых руководителями, участниками (учредителями) являются его супруга, близкие родственники или свойственники;
— использовать свое служебное положение для решения вопросов, которые непосредственно затрагивают личные интересы самого служащего и его супруга, близких родственников, свойственников или аффилированных лиц;
— находиться на службе, связанной с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью лицам, находящимся с ним в супружеских, близких родственных или свойственных отношениях;
— использовать преимущества должностного или служебного положения и иные виды административного ресурса в период подготовки и проведения референдумов и выборов;
— выезжать в служебные командировки и осуществлять поездки за пределы КР за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок и поездок, осуществляемых в соответствии с законодательством и международными договорами, вступившими в силу в соответствии с законодательством КР;
— открывать и владеть счетами (вкладами), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, осуществляющих деятельность за пределами КР, за исключением должностных лиц, занимающих (замещающих) государственные должности в дипломатических представительствах, консульских учреждениях и иных официальных представительствах Кыргызстана, находящихся за пределами территории республики.
Установление факта несоблюдения какого-либо из предусмотренных ограничений, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, является основанием для применения к служащему взыскания в соответствии с законодательством о правонарушениях или наложения дисциплинарного взыскания, вплоть до освобождения от занимаемой должности в установленном законом порядке.
Лица, занимающие государственные и муниципальные должности, руководители учреждений, организаций и предприятий, деятельность которых финансируется из бюджетов бюджетной системы КР либо в уставном капитале которых имеется государственная доля (акции), обязаны:
— в месячный срок после назначения (избрания) на должность передать принадлежащие ему акции, ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством КР на время нахождения на службе в целях предотвращения конфликта интересов;
— в трехдневный срок с момента открытия личных счетов в банковском учреждении или финансово-кредитных учреждениях Кыргызской Республики письменно сообщить в органы налоговой службы. Порядок информирования об открытии счета в банковском или финансово-кредитных учреждениях и изменении его состояния определяется кабмином;
— представлять в органы налоговой службы по месту жительства декларацию о доходах, расходах, обязательствах и имуществе, находящемся в КР и за ее пределами и принадлежащем декларанту, его супругу, близким родственникам на праве собственности, с указанием места нахождения указанного имущества в установленном законодательством порядке;
— представлять сведения в органы налоговой службы о происхождении средств, на которые приобреталось имущество, находящееся в собственности у них, супруга, близких родственников, а также у лиц, находящихся на иждивении или на полном попечении либо имеющих право на содержание со стороны декларанта в соответствии с налоговым законодательством;
— представлять сведения в органы налоговой службы о зарегистрированных зарубежных компаниях, переданных в доверительное управление (трасты), и о государствах, в которых они зарегистрированы, с указанием номеров соответствующих банковских счетов, если лицо или его супруг (супруга) является бенефициарным владельцем этих компаний, переданных в доверительное управление (трастов), в соответствии с законодательством КР.
На основании ежегодных обязательных налоговых деклараций о доходах лиц, замещающих политические государственные, специальные государственные, политические должности, а также высшие и главные административные государственные должности, орган налоговой службы во взаимодействии с органом финансовой разведки и иными службами с соблюдением конфиденциальности (тайны сведений) проводит анализ деклараций и мониторинг по расходам государственных и муниципальных служащих и их супруга, близких родственников на предмет установления сокрытия активов и соответствия расходов официальным доходам, указанным в налоговой декларации. В случае обнаружения фактов сокрытия активов и/или признаков незаконного обогащения со стороны лиц, занимающих государственные и муниципальные должности, соответствующие материалы направляются на рассмотрение в органы прокуратуры.
В результате обсуждения члены комитета одобрили проект закона в первом чтении.