Если раньше в Казахстане политически мотивированные уголовные дела заводились в отношении реальных политических оппонентов Акорды, то теперь столь же политически мотивированные дела заводятся в отношении своих – тех, кто ни словом, ни делом не выступал против власти. Об этом пишет KZ.expert:
В качестве аргумента возьмем хотя бы последние судебные процессы.
Самый политически значимый суд – над экс-председателем Комитета национальной безопасности РК Каримом Масимовым и его подчиненными, видимо, продолжается.
Мы специально использовали слово «видимо», поскольку информации о том, что на нем происходит, нет. Мы вполне допускаем, что суд уже мог завершиться и приговор был вынесен, однако по каким-то внутриполитическим или иным причинам Акорда решила держать пока казахстанцев в неведении.
Тогда как другой, столь же знаковый, судебный процесс по делу Кайрата Боранбаева, мультимиллионера и участника рейтингов «Форбс-Казахстан», бывшего родственника первого президента РК Нурсултана Назарбаева, идет в открытом режиме.
Начался он, напомним, в Астане в самый канун Нового 2023 года.
Согласно пресс-релизу Агентства финансового мониторинга РК от 26 декабря 2022 года, Кайрату Боранбаеву и его двум подельникам инкриминируется хищение 14,5 миллиардов тенге при закупе сжиженного природного газа и легализация денежных средств, добытых преступным путем.
Мы не беремся судить Кайрата Боранбаева, хотя и уверены, что грехов у него хватает. Нас в данном случае заинтересовало другое – почему на скамье подсудимых оказался именно он, а не, скажем, миллиардер и также участник рейтингов «Форбс-Казахстан» Тимур Кулибаев?
Грехов у Кулибаева, по нашей оценке, на порядок больше, чем у Боранбаева, да и с бывшим «лидером нации» он связан куда теснее. Причем не только родственными узами, но и многолетними хищениями госсредств, злоупотреблениями служебным положением, отмыванием денег.
У нас нет сомнений, что решение отправить Кайрата Боранбаева за решетку было принято отнюдь не следователями АФМ, а Акордой. По информации наших инсайдеров, решения принимали двое — президент РК Касым-Жомарт Токаев и руководитель его администрации Мурат Нуртлеу.
При этом, если верить слухам, которые ходят в Астане, Боранбаев мог избежать своей нынешней участи. Для этого он должен был выполнить неформальные требования, которые ему предъявили:
- внести очень крупную сумму (большую, чем ему сейчас инкриминирует) в фонд «Казакстан халкына»,
- вернуть в республиканский бюджет значительную часть средств, полученных из бюджета на запуск производства вакцины «Спутник-V» против короновируса.
То ли Боранбаев недооценил риски, то ли не поверил в реальность того, что его могут репрессировать, то ли пожадничал, но он отказался пойти навстречу власть имущим. Ну а те решили посадить его, чтобы другим, так сказать, неповадно было. Причем очень громко посадить и показательно. С главной (политической) целью – заставить казахстанский бизнес, в том числе крупный, прислушиваться к Токаеву и его приближенным, выполняя их просьбы (как в интересах государства, так и частные).
Повторим еще раз, что мы не верим в невиновность Кайрата Боранбаева в целом, но не факт, что сейчас его сажают именно за то, в чем он действительно виноват перед законом. И это обстоятельство объединяет его уголовный кейс и личную судьбу с уголовным кейсом и личной судьбой экс-главы КНБ Карима Масимова.
Мы много раз уже писали о том, что при всех своих грехах Масимов вряд ли виноват в том, что ему сейчас инкриминировано Акордой и подконтрольными ей силовиками – в организации январских событий прошлого года и тех жертвах и потерях, которые они вызвали.
В связи с этим мы и решили отметить очень важный с внутриполитической точки зрения момент.
Если раньше в Казахстане политически мотивированные уголовные дела заводились в отношении деятелей, которые при всей неоднозначности их персон, позиций, политической и деловой активности, несомненно, являлись политическими оппонентами Акорды, то теперь столь же политически мотивированные дела заводятся в отношении своих.
То есть людей, которые ни словом, ни делом не выступали против авторитарной власти в целом и тех, кто ее олицетворяет.
Именно этим Карим Масимов и Кайрат Боранбаев отличаются от Акежана Кажегельдина, Мухтара Аблязова и Рахата Алиева (мы назвали самых известных из числа тех, кто преследовался и преследуется казахстанскими властями). И это обстоятельство наводит нас на печальные размышления — ведь казахстанская авторитарная политическая система повторяет то, что было в советской тоталитарной системе в тридцатых-пятидесятых годах XX века.
Напомним, что тогда, в 30-50-е годы XX века, в ходе так называемых сталинских репрессий сначала были посажены и уничтожены реальные противники советской власти. После чего репрессивная машина была запущена против своих — заслуженных большевиков, участников революций 1905 и 1917 годов, членов ВКП (б), членов Совнаркома СССР, высокопоставленных военных и т.п.
Почему? Да просто потому что они по каким-то политическим, клановым или личным причинам пришлись не ко двору тогдашнего диктатора Иосифа Сталина.
Конечно, сравнивать Токаева со Сталиным нельзя, да и времена настали другие, но сам факт того, что соответствующие решения — кому садиться за решетку, а кому нет -принимаются им лично, причем произвольно и субъективно, наводит нас на печальные размышления о будущем страны и народа.
P.S. И еще пару слов в заключение.
Очень похоже, что в силу разных причин Кайрат Боранбаев оказался не столь гибким и умеющим крутиться, как, например, Нурлан Смагулов, также участник рейтингов «Форбс-Казахстан».
Напомним, что Смагулов, будучи младшим партнером Мухтара Аблязова, смог уцелеть, благодаря тому, что вовремя перешел под «крышу» миллиардера Булата Утемуратова, ближайшего помощника и доверенного «кошелька» Назарбаева и еще одного участника рейтингов «Форбс-Казахстан».
Позднее Смагулов ушел от Утемуратова, преуспел в бизнесе и смог восхитить даже самого Назарбаева своей изворотливостью, а сейчас он, хотя и не светится, существенно усилился политически.
Дело в том, что нынешний руководитель администрации президента РК Мурат Нуртлеу приходится племянником Куанышу Султанову, в прошлом одному из ближайших соратников Нурсултана Назарбаева, занимавшему в том числе должность вице-премьера РК.
Именно Султанов в свое время много помогал «Астана-Холдингу» Мухтара Аблязова в развитии бизнеса, а контактным лицом тогда был как раз Нурлан Смагулов, который, в частности, не только передавал просьбы, но и носил чемоданчики с долларами, чтобы вопросы решались быстрее.
Так что в силу крепости семейных уз Нурлан Смагулов сейчас «на коне» и точно не повторит судьбу Кайрата Боранбаева.