Политолог Санжар Бокаев обратился к президенту Касым-Жомарту Токаеву, заявив, что в сфере экологии в Казахстане сложилась удручающая ситуация. Об этом передаёт Ulysmedia.kz.
По словам Санжара Бокаева, казахстанские города возглавляют мировые антирейтинги с самым загрязнённым воздухом, число граждан с заболеваниями органов дыхания неуклонно растёт.
“Одним из факторов (мы акцентируем внимание на причинах, а не последствиях) является запутанная система утильсбора”, – заявил политолог.
Со слов Бокаева, лоббисты в правительстве придумали несколько косметических изменений, чтобы не менять старую систему утильсбора.
“Так появилось решение со снижением ставки утильсбора на 50% – без каких-либо расчётов и обоснований. При этом программу выкупа вышедших из эксплуатации транспорта и техники просто остановили. К тому же оказалось, что планы по глубокой переработке через новые заводы были “фейковыми”. В результате непрофессиональных подходов образовалась одна большая путаница, которая, кстати, ещё четче высветила и подтвердила заключения экспертов: утильсбор не имеет ничего общего с экологическими целями”, – отметил политолог.
Бокаев подчеркнул, что в Казахстане действуют ничем не обоснованные ставки утильсбора, усиленные регистрационном сбором – самые высокие в мире даже после снижения на 50%.
“Единственный завод по утилизации автомобилей простаивает (следует подчеркнуть, что данный завод имеет только пресса и фактически никак не утилизирует и не перерабатывает автомобили). Завод по утилизации сельхозтехники, который официально запускал бывший премьер-министр Аскар Мамин, так и не был построен. На этот завод было выделено порядка 5 млрд тенге, однако завода нет”, – рассказал политолог.
Как утверждает Бокаев, распределение многомиллиардных поступлений с утильсбора происходит так же закрыто и непрозрачно, как это было раньше при ТОО “РОП”.
“Безопасно пользоваться этими преференциями по-прежнему может лишь закрытый клан компаний”, – отметил политолог.
По словам Бокаева, “созданная госорганизация “Жасыл даму” показывает ещё меньшую эффективность, чем печально известное ТОО “РОП”.
“Анализ регуляторного воздействия не проводился. Законные требования бизнеса о проведении положенных процедур АРВ игнорируются всеми инстанциями вопреки мнению Миннацэкономики, законодательству и здравому смыслу. Негативные последствия всего утильсбора нарочно не замечаются и в госполитике не отражаются”, – говорит он.
Политолог задаётся вопросом – если утилизационный платеж на автотранспорт и сельхозтехнику не соответствует своему назначению, а утилизация вовсе не производится, тогда за что платят казахстанцы?
“Получается, что “утильсбор” — это скрытый налог и чисто барьерная норма, которая выгодна только нескольким компаниям и которая наносит серьёзный ущерб всем казахстанцам. Нет и в помине изначально заложенной функции – стимулировать обновление”, – подчёркивает Бокаев.
Таким образом, политолог требует:
- полностью отменить утильсбор на сельхозтехнику, так как это приводит не только к удорожанию сельхозтехники, но и к повышению стоимости сельхозпродукции;
- снизить ставки утильсбора на легковой автотранспорт до 100 тысяч тенге;
- пересмотреть весь перечень отдельных видов продукции, который подлежит взиманию платежей утильсбора согласно приказу министра экологии от 9 ноября 2022 года;
- кардинально переформатировать систему РОП в стране и внести элементы конкуренции.
Напомним, после январских событий в центре социального скандала оказалась и компания, которую связывают с младшей дочерью бывшего президента Алиёй Назарбаевой. “Оператор РОП” неоднократно подвергался критике. Сначала стало известно о смерти, а точнее, самоубийстве управляющего директора “Оператора РОП” Руслана Шамшиева, затем по подозрению в коррупционных преступлениях арестовали вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Ахметжана Примкулова и председателя правления “Оператора РОП” Медета Кумаргалиева. Позднее в СИЗО отправили и экс-гендиректора компании Светлану Коротенко. В Антикоре заявили, что расследование идёт по факту хищения более 20 млрд тенге в период 2016-2021 годов путём установления завышенной стоимости за утилизацию транспортных средств. После этих скандалов функции “Оператора РОП” передали госкомпании “Жасыл Даму”.