Власти Казахстана планируют ужесточить правила работы для иностранных автоперевозчиков, в том числе российских, использовавших казахстанскую регистрацию для обхода санкций и транспортировки товаров в Европу и из нее. Об этом сообщает издание The Moscow Times.
Согласно нововведению казахстанского Минтранса, компании-новички будут лишены доступа к международным грузоперевозкам. Как сообщила председатель правления Союза автоперевозчиков и экспедиторов республики (САПЭК) Асель Садыкова, изменения начнут действовать с 20 февраля.
По словам Асель Садыковой, после начала войны в Украине в Казахстане были перерегистрированы более 5 тысяч грузовиков из России и Беларуси. Это им позволяло возить товары в Европу и обратно по казахстанской квоте. Следственно количество фур, осуществляющих международные перевозки, увеличилось в более чем 2, до 16 тысяч, а российские и белорусские компании, которые зарегистрировались как казахстанские, забрали себе 70% рынка.
Это привело к тому, что в Казахстане возник дефицит разрешений на поездки в Европу, а национальные перевозчики начали жаловаться обращаясь в Министерство индустрии и инфраструктурного развития. Жалобы были услышаны: новые правила покончат с практикой перерегистрации российских грузовиков в Казахстане и позволят защитить казахстанских перевозчиков от конкуренции.
Тем не менее по словам Асель Садыковой, власти пока не решили, что делать с теми российскими и белорусскими компаниями, которые успели «сменить гражданство».
Казахстан не присоединится к санкциям против России, но и не будет помогать ей обходить существующий режим ограничений, заявил в декабре министр иностранных дел республики Мухтар Тлеуберди.
По словам Тлеуберди, Москва и Астана имеют тесные экономические связи, поэтому санкции против России, введенные из-за войны в Украине, негативно сказались на экономике Казахстана. Он заверил, что нынешние отношения между Казахстаном и Россией продолжатся, однако Казахстан «не будет использоваться различными компаниями для обхода санкций».
Президент российской национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин в разговоре с НСН заявил, что решение запретить российским перевозчикам регистрироваться в Казахстане для беспрепятственных поездок в Европу может привести к запрету казахам вести бизнес в России.
За последний год в Казахстане были перерегистрированы пять тысяч грузовиков из России и Белоруссии, после чего они получили возможность въезжать на территорию ЕС по казахстанским квотам. Матягин назвал запрет перерегистрации защитой казахстанских перевозчиков, но полагает, что Россия в ответ может тоже принять меры.
«Как они будут вычленять, что это российский перевозчик? Каждый может инвестировать в любой стране, открывать компанию. Если полностью российским гражданам запретят это делать, то появится обратная реакция. К примеру, в России казахам запретят заниматься бизнесом. До абсурда дойдет», — сказал Матягин.
Собеседник НСН отметил, что доставка грузов из Европы через Казахстан не очень удобная, потому российские перевозчики регистрируются в Турции и Сербии.
«Чтобы кататься по Европе российские перевозчики регистрируются в Турции, Сербии, Казахстане. В большей степени через Турцию идет завоз товара по параллельному импорту. Логистика через Казахстан из Европы очень большая. Что касается Казахстана, то эту меру решили принять, чтобы казахские перевозчики получили приоритетное право на работу – это нормально. Защищают бизнес», — пояснил Матягин.