Число погибших в результате землетрясений в Турции и Сирии возросло до более чем 15 000 человек. По официальным данным, в Турции погибло не менее 12 391 человек, а в Сирии — не менее 2 992 человек.
6 февраля в Турции и Сирии произошло несколько землетрясений. По информации Управления по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при правительстве Турции (AFAD), после первого землетрясения в районе Пазарджик провинции Кахраманмараш магнитудой 7,7 произошло в общей сложности еще 312 подземных толчков.
Как пишут СМИ со ссылкой на специалистов, после разрушительного двойного землетрясения в Турции и Сирии шансов спасти людей из-под завалов остается все меньше.
В Сирии бедствие усугубляется многолетней гражданской войной — многие здания уже были повреждены и от землетрясения обрушились, доступ спасателей и гуманитарной помощи во многие районы затруднен. На юге Турции также живет множество беженцев из Сирии, часто — в наспех возведенных или ветхих строениях.
«Одна катастрофа наложилась на другую, — сказала в интервью Би-би-си британский исполнительный директор «Врачей без границ» Натали Робертс. — В этой части Турции в таких местах, как Газиантеп, миллионы сирийских беженцев, и они часто живут в не очень прочном жилье. Это верный путь к беде».
В то время как страны со всего мира направили спасательные команды и припасы в пострадавшую от землетрясения Турцию, по словам местных жителей, в контролируемые повстанцами части северо-западной Сирии поступило немного этой помощи.
«Я призываю международное сообщество, арабские страны и Организацию Объединенных Наций срочно помочь нам», — сказал волонтер-медик Обайда Раннуш, стоявший на пограничном переходе Баб-эль-Хава между Турцией и Сирией.
«Спустя более 60 часов после землетрясения под обломками все еще находятся сотни людей . Мы не можем спасти их из-за наших скудных ресурсов. Нам нужна тяжелая техника, гуманитарная и медицинская помощь», — сказал он.
По его словам, до сих пор ни один гуманитарный конвой не пересек границу.
«Никакой помощи мы не получали», — подчеркнул он. «Мы стоим здесь, у пограничного перехода, чтобы попросить гуманитарную помощь, чтобы мы могли спасти некоторых людей под обломками».
Профессор Люси Истхоуп, эксперт в области ликвидации последствий стихийных бедствий, в интервью Би-би-си посоветовала людям, желающим помочь пострадавшим, присылать не вещи, а деньги. «Самая важная и полезная вещь в этот момент — это деньги. Есть неправительственные, благотворительные, правительственные организации, которые всеми силами стараются помочь. Что им нужно, и не только сейчас, но и на годы вперед, — это деньги», — считает она.
Собирать же, например, теплые вещи, находясь в далекой от Турции или Сирии стране, скорее всего, бесполезно.
Учитывая политическую ситуацию в Сирии, бывший координатор ООН по гуманитарной помощи Ян Эгеланд в интервью Би-би-си посоветовал ни в коем случае не переводить деньги сторонам политического конфликта в Сирии — будь то режим Башара Асада или оппозиция.
«Вся помощь должна идти через неправительственные организации — агентства ООН, систему Красного Креста и Красного Полумесяца», — сказал он.
Цифры продолжают расти, под завалами все еще остаются пострадавшие. В условиях зимних холодов возможностей извлечь их оттуда живыми все меньше.
Тем временем оппозиция заявляет, что правительство президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана отреагировало на стихийное бедствие медленно и не было к нему готово. Сам Эрдоган посещает пострадавшие районы и заявляет, что ситуация под контролем.
Недовольны в Турции и ситуацией с так называемым «налогом на землетрясения» — его взимают после землетрясения 1999 года, когда погибли 17 тыс. человек. Предполагается, что 88 млрд лир (около 4,6 млрд долларов), собранные с тех пор, должны были пойти на предотвращение стихийных бедствий и развитие служб экстренной помощи.
Однако правительство никогда публично не разъясняло, куда именно уходят деньги, и, по мнению оппозиции, к бедствию власти оказались не готовы.
На это Эрдоган, посещая во вторник пострадавшие районы, заявил: «Невозможно быть готовым к такой большой катастрофе».
По его словам, сейчас ситуация под контролем. Тех, кто утверждает, что вообще не видел силы безопасности в некоторых пострадавших районах, он назвал провокаторами. «Мы мобилизовали все наши ресурсы. Государство работает с муниципалитетами, особенно с AFAD, с использованием всех доступных ему средств», — сказал Эрдоган.