Зависит ли сжигание жира от времени суток? Ученые нашли ответ

Шведско-датская команда изучила, важно ли время занятий спортом для благоприятного воздействия на жировые клетки. Ранее было доказано, что организм и его отдельные клетки по-разному реагируют на разные фазы суточного ритма. Это связано с различной регуляцией системой биологических часов определенных генов в рамках 24-часового цикла дня и ночи, пишут СМИ.

В поисках признаков связи между эффектом обучения и временем исследователи экспериментировали с мышами, заставив тех в разное время их суточного ритма по часу интенсивно бегать в колесе: одних — в ранней активной фазе, других — в преддверии фазы покоя. У человека это соответствует тренировкам утром или поздно вечером. После физической нагрузки ученые исследовали у них различные маркеры метаболизма и проанализировали, какие гены были активны в жировой ткани.

После ранней тренировки, в отличие от поздней, в крови мышей был выявлен повышенный уровень ряда жирных кислот. Это свидетельствует об усилении метаболизма в жировой ткани. Исследования в ней экспрессии генов подтвердили этот результат: у тренирующихся утром была сравнительно повышенная активность наследственных факторов, связанных с усиленным энергетическим метаболизмом. Причем это не зависело от рациона мышей, что было доказано на примере групп с разным питанием.

При исследовании культур жировых клеток в лаборатории в них были также обнаружены суточные маркеры активности, которые могут быть связаны с расщеплением жира. Это доказывает, что, по крайней мере у мышей, реакция жировой ткани на физическую активность зависит от времени суток и, возможно, контролируется циркадными часами. В переносе полученных результатов на людей это означало бы, что утренние упражнения могут более эффективно, чем вечерние, ускорять метаболизм и сжигать жир.

Эта информация может быть полезной для людей с избыточным весом. Однако необходимы дальнейшие исследования, чтобы сделать надежные выводы о значимости результатов для человека, полагает руководитель исследования Юлин Зират из Каролинского института в Стокгольме.

Поделиться