Как «Не сахар» стал причиной споров между депутатами

Автор -
408

Два депутата Жогорку Кенеша обвинили друг друга из-за проекта «Не сахар». Эльвира Сурабалдиева заявила, что представители проекта нарушают права предпринимателей. Основатель же проекта депутат Эрулан Кокулов заявил, что сейчас не имеет отношения к «Не сахар». Об этом пишет Азаттык.

Вызвавший обсуждения выпуск

В начале недели на заседании профильного комитета Жогорку Кенеша депутат Эльвира Сурабалдиева подняла вопрос о проекте «Не Сахар». Она отметила, что сотрудники проекта нарушают законы и врываются на частные предприятия с камерами. Она также отметила, что проект аффилирован с парламентарием, но не назвала конкретного имени.

Проект «Не Сахар» был основан депутатом Жогорку Кенеша Эруланом Кокуловым, который несколько лет был ведущим программы до того, как стал депутатом. После заявления Сурабалдиевой депутат ответил через свои социальные сети. Он заявил, что к проекту «Не сахар» сейчас не имеет отношения и передал его после избрания депутатом.

«Оценивает проект «Не сахар» народ. Если что-то будет сделано неправильно, народ сам даст оценку. То, что делает ведущий «Не Сахар», может делать каждый. Это их право. Не только журналисты, но и все граждане имеют право знать, в каких условиях производится еда, которую они едят. Вчерашняя речь показалась давлением на меня. В последнее время журналисты выдумывают разные вещи, слова моего коллеги также толкают меня на такие мысли», — сказал депутат.

Дискуссия вокруг проекта «Не Сахар» началась после выпуска, снятого в одном из заведений в ТЦ «Айчурек» (ЦУМ). В выпуске «Не сахара» от 10 февраля ведущий программы Умар Даданов посетил заведение быстрого питания KFC. Сотрудник KFC потребовал от журналиста санитарную книжку и отказался пустить его на кухню.

Эльвира Сурабалдиева в интервью порталу «Арча Медиа» ответила на заявление Кокулова.

«Пусть мой коллега, который говорит о давлении, ответит на другой вопрос. Он сидит в парламенте уже 1,5 года. За это время он хоть раз поднял вопрос о том, выполняет ли свою работу Санэпидемстанция, принимает ли меры по нарушениям, выявленным проектом? Вы же не можете просто так войти к кому-то домой? ГКНБ принимает меры в отношении террористов, МЧС – тушит пожары, а Санэпидемстанция должна следить за чистотой. Если это не выполняется, то руководители должны быть уволены», — отметила Сурабалдиева.

Эльвира Сурабалдиева обвинила проект «Не сахар» в популизме. Вскоре съемочная группа отправились на рынок «Кудайберген», принадлежащий семье депутата. Между охранниками рынка, где продают автозапчасти, и сотрудниками проекта возник конфликт.

Ведущий программы Умар Даданов прокомментировал «Азаттыку» обвинения, прозвучавшие в парламенте:

«Мы разоблачаем предприятия, как «Алькони», и вносим свой вклад в улучшение работы предпринимателей. Нет никакого популизма. Наоборот, депутатам нужно было нас поддержать. Каждый потребитель имеет право увидеть кухню заведения. Они не имеют права требовать санитарную книжку. Они ставят свои правила выше закона», — отметил ведущий.

Программа «Не сахар», которая публикуется на YouTube-канале и имеет около 600 тысяч подписчиков, проверяет точки общественного питания и производсвто продуктов питания на соответствие требованиям. Видео об условиях в точках быстрого питания или просроченных продуктах широко обсуждаются в обществе. Во время съемок часто происходят конфликты между охранниками и работниками предприятий.

В 2021 году Эрулан Кокулов, который на тот момент был ведущим программы «Не сахар», побывал на допросе в качестве свидетеля в УВД города Нарын. Прославившийся благодаря этом проекту Кокулов в конце 2021 года был избран депутатом Жогорку Кенеша VII созыва.

«Для выявления нарушения правил не нужно самим нарушать правила»

Дискуссия вокруг неоднозначного проекта стала поводом поднять вопрос о правах и обязанностях блогеров в Кыргызстане. Юрист Эржан Кайыпов поделился с «Азаттыком» своим мнением по этому поводу:

«Блогеры и сами должны соблюдать правила. В последнем нашумевшем инциденте сотрудник потребовал от журналиста санкнижку. Потому что для входа на кухню у человека должна быть эта книжка. Нужно иметь соответствующую форму. Однако ведущий, сказав, что из «Не сахара», силой зашли внутрь. Это неправильно. Тогда завтра все начнут входить на каждую кухню и проверять. Тут, чтобы определить, есть ли нарушения правил, нарушаются правила. В этом нет необходимости. Нужно следовать правилам в работе. В последнее время ведущие ведут себя грубо ради «хайпа». Некоторые блогеры думают, что если будут так делать, то станут депутатом», — считает юрист.

В последние годы в Кыргызстане увеличилось количество блогеров, снимающих видео о беззаконии в госучреждениях и санитарных условиях в заведениях общественного питания. Один из них Улукбек Карыбек уулу снял несколько программ о коррупции в государственных органах, в том числе в медицинских учреждениях.

«Это стало одним из способов защиты прав людей. Они обращаются в прокуратуру, в милицию, в айыл окмоту, к акиму, но их никто не слушает, и они от безысходности обращаются к нам. Таких обращений тысячи. Появился общественный контроль над незаконными действиями правительства, правоохранительных органов. После наших съемок, даже если проблема не решается полностью, хотя бы следует реакция от руководства и ответственные привлекаются к ответственности. Сейчас не только блогеры, но и неравнодушные люди снимают беззаконие на свои мобильные телефоны и выкладывают в Интернет, так решаются проблемы», — считает Карыбек уулу.

Подобный вид гражданской активности в Кыргызстане начался с выявления правонарушений сотрудниками ГУОБДД. Блогерах снимали на видео сотрудников, берущих взятки у водителей, и выкладывали в сеть. снимая их на видео. Однако существуют противоречивые мнения об их поведении и отношении к частной собственности.

Поделитесь новостью