Казино в Кыргызстане, — состояние и перспективы «страны, где азарта нет»
Кыргызстан — страна с самым противоречивым законодательством в отрасли азартных игр. При наличии не только местной регуляции, но и самих казино, играть во что-либо на деньги могут только иностранцы. В Кыргызстане запрещены даже лотереи, считающиеся во всем мире самым безопасным из развлечений на деньги. В то же время Жогорку Кенешем регулярно обсуждается вопрос, что закон действует только на бумаге. Сами жители Кыргызстана как играли, так и будут играть на сайтах соседних республик. Их очень большое множество и потому нужно место где будут составлены честные и понятные обзоры казино одно из таких мест как нам показалось авторитетным, является onlinecasinokazakhstan.com. Они обеспечивают доступную информацию про онлайн казино работающих в Казахстане.
История азартных игр в Кыргызстане
Пока республика входила в состав Советского Азартной индустрией заведовало только государство. При этом в стране действительно были розыгрыши — в национальные лотереи и по билетам государственного займа можно было выиграть даже автомобиль. Частные пари тоже существовали, но на нелегальной основе, — подпольные центры приема ставок на спорт и клубы картежников или бильярдистов работали практически в каждом крупном городе. Искоренить эту практику не получилось никакими мерами, — в числе клиентов таких заведения были и сотрудники правоохранительных органов, и представители администраций, поэтому в большинстве случаев все дела просто разваливались.
Настоящий бум азарта, как и во многих странах постсоветского пространства, в Кыргызстане произошел в начале 90-х годов. Вместе с обрушением железного занавеса в страну хлынули не только импортные вещи, но и развлечения. В частности — первые импортные игровые автоматы. Сначала, как и по всей Центральной Азии, открылись небольшие клубы с механическими слотами, потом их вытеснили электронные копии. К началу 2000-х электронные аппараты стояли во многих даже не крупных магазинах, а полуподвальные помещения были сняты под игровые залы. Высокая доходность бизнеса, полная неконтролируемость и возможности простого масштабирования в формате сетей с одного сервера стимулировали рост числа таких заведений.
Главной же проблемой стало именно отсутствие механизмов контроля. Ввозимые импортные платы доделывали умельцами на местах так, что игроку рассчитывать на отдачу было практически невозможно. Также перепрошивались и программы для сетевых компьютерных клубов. Никакого контроля за соблюдением принятых к тому времени в Европе и США законов не было, — владельцам заведений было все равно, кто оставляет у них деньги. Учитывая невысокий уровень доходов граждан страны, можно понять уровень обеспокоенности правительства, — кыргызстанцы проигрывали последнее, росла преступность и социальная незащищенность.
Переходное правительство в 2012 году решило покончить с проблемой кардинально. Сначала были полностью запрещены казино и азартные дома во всех их видах. Закон подписала глава Республики Роза Отунбаева. Затем в 2015 году также указом президента были закрыты лотерейные центры, букмекерские конторы и тотализатор. Это, по мнению авторов законов,должно было решить проблему. На практике, как уже спустя 2 года были вынуждены констатировать парламентарии, проблема только усугубилась, — игроки перешли на полностью нелегальное положение, что связано с большими рисками для обеих сторон.
После этого обсуждение закона поднималось несколько раз в самых пограничных формах. Некоторые депутаты предлагали легализовать индустрию и даже разрешить продавать на территории игорных зон легкие наркотики, другие — выступали категорически против, так как по исламским законам такие развлечения являются грехом. Граждане же продолжают играть, — представители Кыргызстана есть как на рядовых сайтах казино, так и на платформах с профессиональными турнирами по правилам Wizard of Odds.
Легализация азарта в Кыргызстане
В 2021 году правительство Кыргызстана вернулось к обсуждению закона об азартных играх. Итогом работы стал закон Об игорной деятельности в Кыргызской Республике. В прессе он был представлен как революция в отношении к азарту в стране:
В стране официально появилось лицензирование азартной деятельности. На выбор и с оплатой за каждое направление предприниматели получили право зарегистрировать букмекерскую контору, казино, онлайн-казино, зал игровых автоматов.
Для любителей азартных игр выделялось несколько территорий, где можно строить казино. Также был разъяснен порядок и ограничения на открытие заведений в отдельных городах и населенных пунктах. Так в столице получили право работать только крупные компании (не менее 10 столов с обязательным лицензионным сбором с каждого). К документу были приложены нормативы удаленности заведений от школ и социальных центров.
В Кыргызстане была организована база данных игроков с полным контролем вводимых и выводимых средств. Играть в казино или на ставках без верификации пользователя или анонимно нельзя.
Все легальные гемблинг-заведения, открытые в Кыргызстане, обязуются не только следить за регистрирующими, но обеспечивать защищенность вложений, — каждое заведение при регистрации и оформлении лицензии выделяет средства в страховой фонд. Если по каким-то причинам заведение прекращает работу или в выигрыш пользователя слишком крупный и на счетах нет соответствующей суммы, деньги будут сняты с этого счета, — права пользователей в любом случае будут защищены.
Лицензию нужно не только получать, но и регулярно обновлять. При этом во время процедуры обновления повторно проверяется как состав учредителей, так и состояние технического обеспечения.
На бумаге программа выглядела неплохо. Некоторые проблемы, которые закон не решает, выяснились сразу же. Во-первых, в стране нет органа, который мог бы контролировать качество оборудования для азартных игр. Его надо сформировать, а сотрудников — обучить. Во-вторых, игровые зоны, которые должны принимать гостей, не готовы инфраструктурно, — даже начальная стадия строительства не начата. Инвесторы же, помня о категоричности отдельных запретов, не спешат вкладывать деньги в такие проекты.
Главная особенность гемблинга в Кыргызстане, — все описанные меры относятся только к иностранным игрокам, — туристам, которые по задумке парламентариев должны ехать в страну играть и оставлять деньги в ее бюджете. Это в сумме со сборами за сами лицензии должно пополнять казну. Самим же гражданам Кыргызстана играть в казино по прежнему нельзя. При регистрации пользователя казино должны проверять все данные и отказывать в присутствии резидентам РК. Получается. что Кыргызстан должен стать одной из немногих стран, где ври легализованным азарте сами граждане играть права не имеют. Эти же требования распространяются и на владельцев онлайн-казино.
Игровая зона на Иссык-куле
Одной из областей, которая должна была стать Кыргызским Лас-Вегасом, — побережье озера Иссык-Куль, а именно — территория аэропорта Манас. В этой зоне есть необходимая для строительства инфраструктура, в отличие от второй предложенной в Баткенской области. В любом случае до открытия на этих территориях полноценных заведений еще далеко. В других точках, привязанных к отелям, пока тоже не наблюдается ажиотажа, — туризм в Кыргызстане находится на слишком низком уровне, чтобы делать такие вложения.
Букмекерские конторы и лотереи
С момента подписания закона об азартных играх всего 4 бренда подали заявки на лицензирование. Это букмекерские конторы, которые планируют работать со ставками на внутреннем рынке. Объединять деятельность с казино они не планируют.
Онлайн казино
Заявок на создание национального онлайн-гемблинга в Кыргызстане пока нет. Дело не в отсутствии спроса, а в неуверенности предпринимателей в стабильности законодательства. Учитывая, как легко парламент несколько раз переходили от полной легализации с открытым доступом до полного запрета, инвесторы боятся потерять вложенные в развитие деньги.
При этом сами казино, открытые кыргызстанскими предпринимателями, существуют. Просто в момент запрета местных сайтов, они сменили доменные имена на ORG и COM. И если в реальных казино вопрос несанкционированного доступа можно решить присутствием службы безопасности, то в интернет обеспечить выполнение запрета невозможно. Вывод денег обеспечивается криптовалютой или электронными кошельками международных систем.
Перспективы развития азартной индустрии в Кыргызстане
Очевидно, что эта версия закона не последняя. По тому, как отреагировали на нее все заинтересованные стороны, можно сделать вывод, что она не устраивает никого. Предприниматели не заинтересовались предложением. Игроки самой страны не получили ничего. Внешние ресурсы также ничем не ограничены, поэтому могут по прежнему создавать конкуренцию, с которой новым брендам при всем желании не справиться. В какую сторону будет меняться закон, угадать сложно.
Местные проекты
Если взять за факт, что азартным играм в Казахстане быть, можно предполагать постепенное появление местных компаний. Но зависеть активность будет не только от планомерных действий правительства, но и от появления крупных инвесторов, которые смогу начать строительство. Но и это зависит от решения сената, — если пока звучат только темы, как обязатель всех платить и никто не говорит о преимуществах бизнеса, рассчитывать на появление таких программ не приходится.
Также эксперты предрекают и расширение возможностей для самих кыргызстанцев. Очевидно, что азартное население в стране есть, то есть играть оно будет в любом случае. У правительства есть только два варианта — наблюдать, как деньги утекают в зарубежные компании или все-таки открыть легальные и контролируемые возможности играть на территории своей страны. Одновременно с разрешением гражданам Кыргызстана играть на автоматах и тотализаторе появятся и новые институты — аналоги и других служб профилактики лудомании. Базу данных, в которую сейчас попадают только иностранцы, необходимо будет распространить и на собственных граждан. Будет это новый проект или тот же самый, предстоит решить.
Иностранные проекты
Площадки с регуляцией Казахстана, Беларуси и других стран на территории Кыргызстана работать будут. С этим вряд ли что-то получится сделать. Запреты, как показал опыт РФ, ни к чему не привели. Скорее всего, убедившись, что в самом Кыргызстане конкуренции нет, иностранные платформы просто добавят пересчета в тенге, и предложат гражданам РК свои услуги. В любом случае изменений ждать недолго, — нерациональность нового закона слишком очевидна.