Передвинут срок реализации указа президента Садыра Жапарова о введении запрета на вывоз золотосодержащей руды и золотосодержащего концентрата. Горно-металлургический профсоюз заявил, что, если указ вступит в силу с мая, под угрозой окажется производственный процесс в горнодобывающих компаниях. Об этом сообщает Азаттык.
Эксперты отмечают, что, прежде чем издавать такой указ, следует подготовиться к его реализации.
Опасения горняков
Горно-металлургический профсоюз Кыргызстана предупредил, что, если с 1 мая начнет действовать запрет на экспорт руды и концентрата, работа горнодобывающих компаний остановится.
Заместитель председателя профсоюза Алмазбек Жакыпов заявил «Азаттыку», что немедленно реализовать указ невозможно.
«Если вы не передвинуть сроки, то кто будет его исполнять? Если концентрат не будет вывозиться, производство остановится. Предприятия же должны закупать топливо и платить рабочим. Если они не будут продавать то, что добывают, то откуда у них будут деньги? С этим к нам обращаются работники и работодатели», — сказал Жакыпов.
Президент Садыр Жапаров в 2020 году, будучи еще премьер-министром, на встрече с жителями Ала-Букинского и Чаткальского районов заявил, что вывоз концентрата с рудников запретят.
В октябре прошлого года Жапаров подписал указ о временном запрете на вывоз (экспорт) из КР золотосодержащей руды и золотосодержащего концентрата.
В указе «Кара-Балтинскому горнорудному комбинату» предоставляется исключительное право на переработку золотосодержащей руды и золотосодержащего концентрата, добытого и произведенного на территории Кыргызстана.
Также кабмину страны поручено продлевать этот мораторий каждые полгода, начиная с 1 ноября 2023 года.
Во время подготовки статьи в администрации президента «Азаттыку» сообщили, что срок реализации данного указа перенесен, и запрет вступит в силу со следующего года.
Однако в администрации не уточнили, какие подготовительные работы будут проведены в следующие 9 месяцев. Также не была предоставлена информация о текущем состоянии «Кара-Балтинского горнорудного комбината» и об объявлении процедуры банкротства.
В ноябре прошлого года, спустя месяц после указа президента о запрете вывоза руды, появились сообщения о начале процедуры банкротства комбината, который тем самым указом получил исключительное право на переработку золотосодержащей руды и золотосодержащего концентрата. В Министерстве экономики и коммерции эту ситуацию не прокомментировали.
«Кара-Балтинский горнорудный комбинат»
Алмазбек Жакыпов отмечает, что дела на «Кара-Балтинском горнорудном комбинате» идут плохо.
«Мы тоже за то, чтобы «Кара-Балтинский горнорудный комбинат» сам занимался переработкой. Но, к сожалению, он не работает. Было бы лучше, если бы мы сами перерабатывали добытое у нас сырье. Но для этого нет условий. Комбинат в Кара-Балте не работает, началась процедура банкротства. Пока у нас не будет построена фабрика, мы будем продолжать зависеть от других государств. Только если у нас будет своя фабрика по переработке золота, мы могли бы не экспортировать руду. А если у нас нет такого завода, зачем нам здесь собирать руду? Никакой подготовки сейчас нет», — сказал Жакыпов.
Ранее не раз говорилось о том, что руда, добываемая в основном в Нарынской и Джалал-Абадской областях, и концентраты с содержанием различных металлов бесконтрольно вывозятся за рубеж без оплаты таможенных пошлин и налогов. Поднималась инициатива о контроле данной сферы, но она так и не была реализована.
Председатель Ассоциации горнопромышленников и геологов Кыргызстана Дуйшенбек Камчыбеков выразил мнение, что при издании указа президента не были учтены ситуация в горнодобывающей отрасли и мнения экспертов.
«Во время подготовки и издании указа президента нужно было рассмотреть все обстоятельства и проблемы, все проанализировать и потом принимать решение. На сегодняшний день предприятия, производящие руду и концентрат, не готовы их перерабатывать сами. И подготовиться до мая они не успеют. Во время подготовки этого указа не было обмена мнений со специалистами. Например, «Алтынкен» возила концентрат в Китай для переработки золото. С конца прошлого года начали возить в Казахстан. Проблема в том, что в их концентрате есть сера. Для того, чтобы перерабатывать руду в Кыргызстане, нужно построить новую линию по производству золота, потратить на это много миллионов и много времени. В руде с «Терексая» содержится мышьяк. Переработать эту руду здесь тоже нет возможности», — сказал Камчыбеков.
Он предупредил, что из-за изданного в прошлом году указа президента бюджет страны может потерять миллионы сомов, поскольку компании не смогут вывозить руду и платить положенные выплаты.
Говоря о возможностях комбината в Кара-Балте, Дуйшенбек Камчыбеков отметил необходимость вложить много средств для модернизации предприятия. Специалист подчеркнул, что концентрат разных предприятий содержит различные вещества, для переработки которых необходимо на комбинате построить дополнительные линии. Камчыбеков также призвал не забывать о вопросе экологии.
Ситуация в Чаткале
Некоторые горнодобывающие предприятия, расположенные в Чаткальском районе Джалал-Абадской области, ранее экспортировали руду и концентраты. Аким района Алтынбек Сенирбаев сообщил «Азаттыку», что из-за указа президента могут возникнуть проблемы на предприятии «Кичи-Чаарат».
«Мы уведомили об этом правительство. Встречались с заместителем министра природных ресурсов Тумановым. Он недавно посетил «Эти Бакыр Терексай». По поводу этого указа я также проинформировал заместителя председателя кабмина Бакыта Торобаева. Обеспокоенность вызывает компания «Кичи-Чаарат». Там золота почти нет, 90% составляет медь. В Кыргызстане нет завода по переработке меди, поэтому ее экспортируют в Китай или другую страну. Компания «Вертекс Голд» достроила завод, говорят, что скоро будет открытие. Руду вывозить не будут. «Эти Бакыр Терексай» также закончил строительство фабрики, концентрат вывозиться не будет. Проблемы есть на «Кичи-Чаарат». Компания нас уведомила, мы направили уведомление соответствующим органам», — сказал Сенирбаев.
В начале этого года возник вопрос, связанный с «Эти Бакир Терексай». Заявлялось, что турецкая компания, вложившаяся в разработку золоторудного месторождения, покинет проект, передав свою долю государству. Среди причин такого решения называют введенный властями КР запрет на вывоз золотого концентрата, новый налоговый режим, малые запасы золота на прииске и недостатки при производстве.
В прошлом месяце тогда еще министр природных ресурсов, экологии и технического надзора Динара Кутманова в парламенте сообщила, что компания «Эти Бакыр Терексай» требует от властей вернуть ей 317 млн долларов.
«Эта сумма – их расходы. Мы создали межведомственную комиссию, которая посетила предприятие. Сумма была значительно уменьшена. Был найден компромисс. Первой задачей было не потерять инвестора. Они не покинут предприятие и продолжат работу. Наша целью было оставить их, чтобы не портить инвестиционный климат и имидж», — сказала Кутманова.
Компания «Эти Бакыр Терексай» не давала официального комментария относительно последней ситуации. До этого некоторые местные жители выходили на акции протеста против компании, заявляя об экологических проблемах, и обращались к властям.
Компания «Эти Бакыр Терексай» зарегистрирована в Минюсте в 2015 году. 75% принадлежит турецкой «Эти Бакыр», 25% — госпредприятию «Кыргызалтын». В 2015 году компания победила в аукционе на разработку месторождений золота Терек, Тереккан и Перевальное и заплатила 20 млн долларов.
Проблемы в удержании и возврате лицензий
В заявлении горно-металлургического профсоюза Кыргызстана также говорится о сборе за удержание лицензии. Отмечается, что многие геологические компании обращаются с просьбой снижения ставок.
В октябре 2021 года вступило в силу постановление правительства, согласно которому сбор за удержание лицензии (СУЛ) на добычу полезных ископаемых увеличился в несколько раз.
Согласно документу, владельцы лицензий на разведку и добычу обязаны платить крупную сумму денег за каждый год удержания лицензии, если они не приступили к работе. В зависимости от вида месторождения они увеличились до 5 тысяч расчетных показателей.
Аким Чаткальского района Алтынбек Сенирбаев рассказал о положительных сторонах этого решения, в то же время отметил, что представители некоторых компаний сообщают о негативных последствиях.
«До этого постановления правительства продажа лицензий превратилась в бизнес. Например, в Чаткале было выдано 152 лицензии. После принятия постановления правительства более 30 лицензий были возвращены государству. Сейчас же сказали, чтобы пораньше выплатили сборы за удержание лицензий. Это выгодно нам. Особенно выгодно для тех айыл окмоту, что находятся на дотациях. Например, Чаткальскому айыл окмоту держатели лицензий заплатили 8 млн сомов. Это большая поддержка айыл окмоту, чтобы выйти из дотации. Также выросли налоги. Те, кто не работает, должны возвращать лицензии. Раньше платили максимум 50-100 тысяч сомов и просто держали лицензии, не разрабатывали. Если цена повышалась, то продавали их, превратив это в бизнес. Сейчас же оплата составляет 5-10 млн сомов. Поэтому либо разрабатывают месторождение, либо возвращают лицензию. Но постановление имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Например, если компания ведет добычу на 50 гектарах земли из 100, а на остальных проводится разведка, ей платить сбор за удержание лицензии сложно. Некоторые компании брали большой участок земли, а добычей в настоящее время занимаются на маленьком участке. Им стало тяжелее», — сказал аким.
В ноябре прошлого года во время курултая президент Садыр Жапаров сообщил, что государству возвращено около 150 лицензий.
«Тут сказали о продаже иностранцам лицензий за 300 сомов. Это происходило до нас. За два года после нашего прихода (к власти – прим. ред.) мы вернули 148 лицензий на золоторудные месторождения. Теперь мы сами будем их разрабатывать. Или, даже если отдадим инвесторам, то 30% прибыли будет оставаться нам. Будем отдавать лицензии с таким условием. Дальше лицензии продаваться не будут», — сказал президент.
Вскоре после этого, в декабре, председатель кабинета министров Акылбек Жапаров сообщал, что государство возвращено около сотни лицензий. По его словам, с повышением ставок сбора за удержание лицензии в 2021 году в бюджет поступило 244 млн сомов, а за 10 месяцев 2022 года – 530 млн сомов.
По официальной информации, в Кыргызстане выдано около 2500 лицензий на добычу и разведку, около 500 из них связаны с добычей золота, а более 300 – с добычей угля.
Один из пяти указов, изданных Садыром Жапаровым в начале 2021 года после избрания президентом, касался горнодобывающей отрасли. В указе «О вопросах реформирования горнодобывающей отрасли Кыргызской Республики» был предусмотрен ряд неотложных мер, таких как усиление контроля за незаконной добычей на месторождениях, регулирование вопросов лицензирования и бережного использования недр, обеспечение промышленной и экологической безопасности.
Основной же задачей называлась разработка до 1 июля 2021 года проекта Горного кодекса. В конце прошлого года «Азаттык» обратился в пресс-службу президента с вопросом, почему затягивается подготовка этого кодекса. В администрации президента ответили, что разработка документа продолжается и что процесс займет некоторое время. Информации о реализации указа президента о горнодобывающей отрасли также не было предоставлено.
На основании этого указа президента в прошлом году был создан национальный холдинг «Наследие великих кочевников», который, как обещалось, реализует более 30 крупных проектов в горнодобывающей отрасли, гидроэнергетике, образовании, туризме и других сферах. Однако в конце 2022 года стало известно, что примерно через год работы холдинг закрывается.